Главная » Журналы » "Svet motoru" » Статьи » Автомобиль на 100 000 км

Автомобиль на 100 000 км


Тест проводили: R. Prihoda, инженер I. Dvoracek, инженер P. Kostal; Фото L. Stetka

Автомобиль на 100 000 километров

( ТЕСТ PRAGA LADY 1936 года)

Впервые статья была опубликована
в 70 - 80-х гг. прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова




В одном из последних номеров наши читатели познакомились с историей автомобильной фирмы Прага, которой в этом году исполняется 75 лет. В преддверии знаменательного юбилея мы обещали проверить на практике справедливость популярного слогана фирмы, вынесенного в заголовок этой статьи.



К кому обратиться за автомобилем Прага, способным пройти тест? Выручить нас мог только член свазармовского VCC PRAGA [ что-то типа нашего ДОСААФ, под крышей которого организовывались различные ветеран-клубы, в том числе и клуб Прага - прим. переводчика ] Emil Prihoda. Его коллекция автомобилей марки Прага без преувеличения - самая большая в мире. В качестве представителя марки Прага был выбран ходовой, подлинный и не подвергавшийся реставрации элегантный двухместный родстер Praga Lady, кузов которого был изготовлен кузовной пражской фирмой Uhlik. Подумать только, что автомобиль был выпущен в 1936 году и при его сборке было использовано стандартное шасси, рассчитанное на четырехместный автомобиль. Остается только снять шляпу перед талантом кузовщиков, которые смогли сделать такой элегантный кузов на серийном шасси. Они оставили передок и крылья серийного автомобиля и очень талантливо "приставили" заднюю часть, не повредив аэродинамике модели. Этот автомобиль был удостоен первого места в конкурсе элегантности, который проходил в рамках парижского автосалона 1936 года. Приятно, черт возьми, что наши мастера входили когда-то в мировую элиту.



Позвольте представить

Название Lady очень точно подходит для этого автомобиля. Общим своим обликом он напоминает этакую автомобильную даму, к которой каждый водитель должен относится, как джентльмен. Сиденья из светлой кожи, да и вся атмосфера открытого автомобиля, кажется, прямо понуждает надеть лайковые водительские перчатки, прежде чем взяться за черный руль, который расположен несколько ближе к водителю, чем обычно мы привыкли. Это ощущение возникает оттого, что пологая верхняя кромка двери так удобно расположена, что так и тянет опереться локтем на этот импровизированный подлокотник. Теперь мы можем запустить мотор, с небольшим усилием выжать сцепление и включить первую передачу. Через несколько сотен метров достигаем скорости 70 км/ч и констатируем, что автомобиль ведет себя не хуже настоящей леди, едет спокойно и с достоинством. Движение почти беззвучное. Благодаря передней подвеске, оснащенной гидравлическими амортизаторами, и задней - с длинными рессорами - автомобиль плавно проходит неровности дороги, а мотор, установленный на пружинных амортизаторах, почти не слышен. Звук мотора возрастает только тогда, когда стрелка спидометра подходит к отметке 90 км/ч. Вот теперь пора надевать кожаное водительское кепи, так как за ветровое стекло начинает проникать холодный осенний воздух. В принципе ноги согревает теплый воздух от мотора и не холодно, но теплая накидка все же не помешала бы. Сначала мы несколько засомневались, как поведет себя автомобиль на узкой петляющей дороге. Наши опасения не подтвердились, автомобиль имеет небольшой радиус поворота, и это позволило нам довольно быстро маневрировать.



Осматривая автомобиль, не замечаешь даже сложенной крыши. Тем не менее дождя мы не боялись - крыша сложена в багажнике, причем довольно большая, так как рассчитана на то, чтобы закрывать не только салон, но и так называемые "сиденья для бедных" [ причем чехи пишут это название без кавычек - прим. переводчика ], расположенные в длинной задней части автомобиля и в походном положении закрываемые специальной крышкой. За этими сиденьями расположен багажник, в котором уложены 2 запасных колеса, инструментальная сумка с богатым набором инструмента и еще остается местечко для небольшого саквояжа. Впрочем, автомобили такого уровня никогда не имели больших багажников. Человек, имеющий деньги на такой автомобиль, безусловно имеет деньги и на высококлассный отель, который обеспечит его всем необходимым в дороге. По крайней мере, именно так написано в фирменном проспекте. По правде говоря, автомобили Praga Lady и в стандартном исполнении занимали высший ценовой ряд, а уж про заказной вариант и не было речи - он был по плечу только очень состоятельным клиентам.



Вот мы кратко и представили испытываемый автомобиль. Если следовать аллегории в начале статьи, то мы только слегка познакомились с автомобильной леди (к тому же она в возрасте), но были покорены ее очарованием, хотя и старались быть объективными.



Автомобиль для целой жизни

В задачу теста входил, кроме всего прочего, тщательный осмотр интерьера и экстерьера автомобиля. Можем констатировать, что у автомобиля гораздо меньше "морщин и складок", вызванных временем, чем у многих из нас. Конечно, за более чем 45-летний срок краска кое-где потрескалась от времени, местами хром потускнел, однако не отлетел, и нигде не видно ржавчины. Деревянный каркас кузова не имеет следов повреждения и гниения. На кожаных сиденьях краска кое-где потерта, однако все швы целы и сиденья не продавлены. На двигателе, который ни разу не разбирался, и деталях подвески не заметно подтекания масла. Все рессоры сохранили свою геометрию. Снизу кузов не имеет повреждений антикоррозийного покрытия, маловероятно, что коррозия имеет место под покрытием. По правде следует сказать, что автомобиль не эксплуатировался зимой (это все-таки кабриолет) и не ездил по "соленым" дорогам. Однако он не провел все время в теплом гараже, как кто-то может подумать - на спидометре автомобиля больше 200 000 километров пробега и это без капремонта! После этого можно смело заявить, что рекламный слоган не лгал.



На мерном отрезке

После установки датчиков расхода топлива и измерительного колеса Peiseler началась серьезная работа. Теперь на Lady и ее водителя R. Prihody легла забота не застудиться. Временами дул пронизывающий ветерок и было прохладно. Спортивный азарт был так велик, что мы ни за что не поменялись бы местами с испытателями современного автомобиля, оборудованного отоплением. Кожаный капюшон или теплая кепка были совершенно необходимой вещью, чтобы человека ни продуло сквозняком. Тестирование длилось несколько часов при холодной погоде - и, к счастью, без последствий для автомобиля и экипажа. Кстати, автомобиль специально к тесту не готовился. Были подкачаны шины до предписанного давления, долита вода в радиатор и проверен уровень масла в моторе. Результаты теста вызывали уважение. Замеренные параметры не сильно отличались от тех данных, что указывались когда-то для нового автомобиля, несмотря на возраст и солидный пробег Lady. Это свидетельствует о качестве работы производителей, лозунг которых - "Прага - автомобиль на 100 000 километров" - остался справедлив даже спустя десятилетия.



Измеренные параметры

Все измерения мы провели 18 и 19 ноября 1982 года на автомобиле, выпущенном в 1936 году, который перед тестами имел пробег 235 000 км. Испытания проводились с водителем и пассажиром, общий вес которых составлял 150 кг. При измерении расхода топлива кроме них на автомобиль устанавливалась контрольная аппаратура весом в 8 кг. При испытаниях использовались стандартный бензин Special и моторное масло М6А.

Расход топлива

Расход топлива на мерном километре с заданной скоростью мы мерили на сухом асфальте дороги между населенными пунктами Davili - Stechovici объемным измерительным устройством. Погодные условия в момент замера: пасмурно, ветер умеренный, температура воздуха + 6-8 градусов по Цельсию. Результаты измерений - в таблице 1 и в диаграмме 1.



Ускорение

Ускорение измерялось не напрямую, как, например, со стартом с места на мерном участке, а в процессе езды, то есть с ходу, с последовательным переключением передач. Измерения проводились на сухом асфальте дороги между населенными пунктами Davili - Stechovici. Мы старались избегать влияния ветра на результат, как и в случае с замером расхода топлива, то есть заезды проводились туда и обратно (по ветру и против ветра) и брался средний результат. Полученные измерения - в таблице 2 и в диаграмме 2.

Максимальная и минимальная скорость

Максимальная скорость измерялась на сухом асфальте дороги между населенными пунктами Davili - Stechovici, также в обе стороны, чтобы исключить влияние ветра. Измерение проводилось на участке 500 м. В обоих случаях с разгонным участком 1500 м максимальная скорость получилась равной 87.4 км/ ч, из двух замеров в одном был показан результат 89.1 км/ч. Минимальная скорость при движении на III передаче составила 15.4 км/ч. Замер проводился также в двух направлениях на участке 200 м.



Замеры выбега автомобиля

Проводились на том же участке в варианте с выжатым сцеплением и с включенной нейтралью до полной остановки автомобиля. Заезды проводились в обоих направлениях. Результаты указаны в таб.3.
В таблице 4 приведены замеры радиусов поворота
В таблице 5 распределение массы по осям в зависимости от нагрузки.

Техническая характеристика 1936 года (по документам на автомобиль)

Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, с рядным расположением цилиндров, клапанный механизм SV
Объем: 1660 куб. см
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75 х 94 мм
Мощность: 26 kw (37 л.с.) при 3000 об/мин
Степень сжатия: 5.8:1
Блок цилиндров чугунный с алюминиевой головкой цилиндров, коленчатый вал трехопорный.
Зажигание: аккумуляторное 12 В
Карбюратор: Zenith 30 THG
Подача топлива: самотеком
Вес мотора с навесным оборудованием: 128 кг
Шасси: привод на задние колеса, усилие передается на рессоры, трехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на II и III ступени. Дисковое сцепление с гасителем крутильных колебаний. Привод сцепления шестерня и зубчатый сектор.
Рама - Х-образной конструкции. Передняя подвеска: колеса подвешены на поперечных рычагах подпружиненных поперечной полуэллиптической рессорой. Задний неразрезной мост подвешен на продольных полуэллиптических рессорах в паре гидравлическими амортизаторами. Механические тормоза. Размер шин 5.75 х 16. Тормозной путь 13.4 м.
Кузов: деревянный каркас из ясеня, силовые нагруженные элементы из бука, стальной лист толщиной 0.75 мм и 0.88 мм крепится к раме на пружинных резиновых блоках. Салон - кожаный, сиденья - пружинные. Окрашен нитролаком. Переднее стекло - складывающееся. Имелась водяная печка, устанавливалась за дополнительную плату и размещалась под приборной доской.
Размеры. Передняя колея - 1230 мм, задняя колея - 1260 мм. Расстояние между осями - 2650 мм, клиренс - 190 мм. Масса шасси - 880 кг. Общий вес заправленного автомобиля - 1235 кг (на 40 кг больше, чем серийный автомобиль с кузовом Тюдор)
Максимальная скорость - 100 км/ч
Расход топлива - 11-12 литров на 100км.
Расход масла - 0.12 - 0.15 литров на 100 км
Ускорение на III передаче с 20 км/ч до 80км/ч - за 30 сек, с 20 км/ч до 90 км/ч - за 45 сек
минимальная скорость на III передаче - 20 км/ч









Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra