Автомобиль цвета...




 

илл.

Автомобиль цвета
наваринского дыма с искрой

В.Тарасов

Сухие краски в банках, стеклянных цилиндрах, мешках, бочонках и прорванных бумажных пакетах имели заманчивые цирковые цвета и придавали москательной лавке праздничный вид.
Командор и бортмеханик придирчиво стали выбирать краски.
- Черный цвет - слишком траурно, - говорил Остап. - Зеленый тоже не подходит: это цвет рухнувшей надежды. Лиловый - нет. Пусть в лиловой машине разъезжает начальник угрозыска. Розовый - пошло, голубой - банально, красный - слишком верноподданно. Придется выкрасить "Антилопу" в желтый цвет. Будет ярковато, но красиво.

И.Ильф, Е.Петров "Золотой телёнок"


Когда пришло время перекрашивать "Антилопу-гну", а рано или поздно с подобной проблемой приходится сталкивать любому владельцу старинного автомобиля, великому комбинатору выбирать было не из чего: в его распоряжении были только, как их называют специалисты, основные цвета, да и то - далеко не все. В лавке не было ни белого (впрочем, Остап Ибрагимович наверняка отмел бы и его: слишком марко), ни коричневого (слишком грязно), ни оранжевого. Последнее обстоятельство, кстати, должно было особенно удручить того, кто некогда щеголял в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета: тоже, конечно ярковато, зато красиво.

Интересно, что бы он сказал, узнав, что сегодня автомобиль можно выкрасить в 60 тысяч оттенков этих самых основных цветов? Впрочем, тогда много чего не было. А понятие "компьютерный подбор автоэмали" для человека того времени было бы, наверное, больше "непонятием", чем "понятием".

Эх и везет нам, нынешним!

Для чего автостарьевщику компьютерный подбор краски объяснять, думаю, не надо. Ну там, дерево 50 лет назад выросло не там где этого хотелось бы, столбик строители вкопали, заразы, аккурат на въезде во двор (вчера еще не было!), или некто безрогий "в бочи-ну въехал", чтоб он был здоров. С новыми машинами проблем меньше: под капотом современной машины обязательно есть бумажечка (на иномарках то же самое выбивают на специальной металлической табличке) с номером краски, которой именно данный экземпляр выкрашен. Тут, как говорили в старом кино, "достаточно одной таблЭтки", то есть, номера краски. Номер вводится в компьютер, компьютер командует дозаторами цветов, они дозируют, потом вся эта "музыка" перемешивается и разливается в тару согласно заказанным объемам.


илл.

А вот чем старше автомобиль, тем с краской сложней: и бумажечка куда-то делась, и табличку кто-то скрутил "на память", и краска уж далеко не та, что записана - может быть кому-то, солнце, воздух и вода "наши лучшие друзья", только не краске. Воздух в городе гадостный, воду в кислотном дожде еще поискать, а солнышко сквозь капельки на кузове еще им и помогает: капелька - она же та же линза, только маленькая. Помните, что бывает, когда солнечный свет сквозь линзу на бумагу или, того лучше, на палец направить? Правильно, ничего хорошего. Конечно, капля - линза маленькая, зато сколько их, таких, на кузове после дождя.

Нет, я ничего не говорю, современная краска - вещь стойкая. Ей и дожди нипочем, и солнечный свет, и копоть с гарью пополам со следами воздуха. Но даже она через несколько лет уже не та. Что уж говорить о старой краске. Помнится, Великий князь Константин Павлович, брат царствующего Императора Александра Павловича, более известного под порядковым номером "Первый", делал смотр вверенных ему частей, особенно придирчиво наблюдая за стройностью построения и синхронностью выполнения ружейных приемов. Пройдя вдоль идеально выстроенных шеренг и проверяя равнение придирчивым взглядом повдоль (так смотрит столяр - прямо ли), Константин Павлович дошел до конца и раздраженно хлопнул перчатками по ладони. "Как, Ваше Высочество, в чем Вы изволили усмотреть неисправность? - Дышат, сволочи, невпопад!"

Вот и краска. Выгорает, этосамоеслово, и выгорает, этосамоеслово, именно невпопад. Поэтому без образца тут не обойтись.

Одни рекомендуют приносить к специалистам компьютерного подбора эмали какую-нибудь небольшую деталь, скажем, лючок от бензобака. Другие - чуть ли не кусок краски с места аварии, третьи - машину к подъезду целиком. Чтобы краску, значит, подбирать по месту. Это правильно, это вам скажут в любой "автокрасочной" фирме. А вот то, что с самого начала нужно потребовать, чтобы в полном объеме краску для вас готовили не иначе как после вашего одобрения образца - скажем вам только мы. Дело в том, что по существующим "фирменным" нормам если краска совпадает с оригиналом на 70 % - она считается идентичной. Хорошенькое дело, 2/3 оригинала! Причем гг. колористы (а именно так называют людей, которые непосредственно занимается подбором цвета) могут достичь и куда более хороших результатов. Вот только времени на это может уйти от нескольких часов до нескольких дней, поэтому такое могут себе позволить лишь немногие фирмы из числа представленных на нашем рынке, которые особенно дорожат своей репутацией в глазах клиентов и в которых трудятся профессиональные колеристы с многолетним опытом работы.

Вот чего не сможет даже очень солидная фирма, так это воспроизвести фактуру старой, видавшей виды краски. И если дорогие машины реставрируют до состояния "лучше, чем с завода", и краска там должна быть гладкой и блестящей - новей новой, то при покраске крыла старенькой "двадцать первой" "Волги" новая окраска, будь она хоть 100% идентичной по колеру, все равно будет отличаться: "шершавость" не та и так далее. Ведь окончательный результат покраски зависит от множества факторов, среди которых характеристики покрасочного пистолета, параметры его дюза, давление воздуха, расстояние до объекта покраски, да и профессионализм маляра многое значит.

Впрочем, солидная фирма тем и отличается, что здесь отвечают на ВСЕ вопросы, которые так или иначе связаны с основным направлением деятельности. И скажем вам по секрету: все-таки есть определенные приемы, которые позволяют воспроизвести "влияние улицы" на свежеокрашенной поверхности автомобиля так, что она кажется выкрашенной чуть позже третьего раздела Польши и чуть раньше признания СССР Соединенными Штатами: специалисты они на то и специалисты.


илл.

Теперь вот что. Выбирая краску для ретромобиля, реставратор неизбежно встает перед дилеммой: красить ли аутентичной краской не только по колеру, но и по химическому составу или же применить современный материал. При всей трудности такого выбора заметим, что отличить нитроэмаль от акриловой одного колера по внешнему виду сможет только очень искушённый человек, в то время как современные краски в гораздо меньшей степени подвержены влиянию влажности, выгоранию на солнце, а также температурным перепадам: всё-таки химическая промышленность не стоит на месте. Сейчас на автомобильном рынке появилось огромное количество эмалей нового поколения по самой разной цене. В том числе имеющих стойкую физическую и химическую защиту. В жару и стужу можно ездить, не опасаясь, что покрытие четырёхколёсного друга выгорит, потрескается или облупится. При этом расход краски сравнительно невелик, гарантия практически пожизненная, а цветовая палитра этих эмалей - огромнейшая.

Помимо красок, так сказать, обыкновенных, есть еще и краски типа "металлик" и перламутровые краски, способные менять оттенок в зависимости от угла падения на неё лучей света, а также краски-"хамелеон". Не беремся утверждать, насколько они применимы в благородном деле реставрации старинной техники, но ведь реставраторы ездят не только на ретро-машинах, существуют репликары, кастомы, хот-роды, да и обычные машины на каждый день. Тривиальная "девятка", покрашенная "в перламутр" превращается практически ъ произведение искусства, напрочь опровергая пословицу "сколь корову не крась, скакуном ей не быть". Порой бывает удивительно наблюдать за тем, как машина прямо на глазах "превращается" из красной в зелёную, к детскому восторгу окружающих. А. уж цвет серый "хамелеон", то что когда-то именовалось "цветом наваринского дыма с искрой" - это просто-таки напросто-таки "шикарно". Именно так переводится на старый добрый ретро-русский язык модное ныне словечко "круто".

фото Н. Дуплинской



Итак, сколько стоит всё удовольствие? Не так дорого, как может показаться на первый взгляд. В московской компания WWW.AVTOKRASKI.RU, например, давно сделали свой выбор. Здесь Вам предложат именитый STANDOX или, как альтернативу ему, аналогичные по качеству, но находящиеся в более низкой ценовой группе и более новые материалы MIPA. Специалисты этой компании, к слову сказать, оказали нам неоценимую помощь в подготовке этого материала, дав исчерпывающие профессиональные консультации по всем вопросам и назвали следующие цифры:

Полностью перекрасить легковую машину обычным акрилом стоит от 90 до 120 у.е., деталь - 15-20 у.е., краской "металлик" - 160-210у.е., деталь 25-35у.е., краской "перламутр" - 180-230у.е,, деталь 30-40у.е., литр краски "хамелеон" стоит 80-300 у.е.

Одним словом, красить можно что угодно, даже самолёты, было бы желание. Впереди лето, а значит наступит пора автомобильных фестивалей, где наверняка ваш обновлённый любимец вызовет восхищение публики, а может быть даже получит главный приз!





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra