Austin Healey 3000


илл.

Austin Healey 3000 -
"игрушка для хулигана"

А.Новиков


До вылета - всего три часа.

До Варшавы - целых триста километров. За рулём "Остин Хили 3000 МК III" - редактор польского журнала "Автомобилиста" Войцех Чужиньский. Впрочем, можно просто Войтек, мы же друзья. Пожалуй, это моя самая дальняя поездка на кабриолете. Да еще на каком кабриолете! И какая поездка - не пресловутые рафинированные "покатушки", а самый настоящий рейд, марш-бросок... Впрочем, название сейчас не главное, главное - успеть к самолёту.

- Войтек, расскажи что-нибудь об этой машине, хочу о ней написать!.. - пытаюсь я перекричать ветер.

- О, это очень интересный самоход, о нём можно говорить долго, но сейчас слишком зимно, ты можешь простудиться...

Да, действительно, несмотря на тёплую летнюю погоду в открытой машине на скорости 120 км/час "зимно", т.е. холодно. Хорошо ещё, что у Чужиньского был припасён второй кожаный шлем. Всегда думал, что этот аксессуар больше "для красоты", чем "для дела", но как только выехали на трассу, и Войтек "пришпорил" своего резвого "Остина", пришлось не только натянуть антуражный головной убор поглубже на уши, но и застегнуть ремешок под подбородком. Ну что ж, поедем молча, лишь изредка обмениваясь жизненно необходимыми репликами.

Впрочем, о машине Войтека я уже кое-что знаю. В шестидесятые этот "Остин" был куплен польским эмигрантом, жившим в США, и славно там поездил. Через некоторое время его хозяин приобрёл себе новую, более модную "игрушку", а "Остина" подарил подросшему сыну. После либеральных реформ, прошедших в Польше в начале 80-х, молодой человек решил вернуться на родину и, вкупе с прочим имуществом, привёз с собой автомобиль. Поездки на раритете он совершал лишь изредка, не находя в них для себя особого удовольствия, а после того, как "Остин" однажды заглох на трассе и домой пришлось возвращаться на буксире, и вовсе перестал им пользоваться. Так спортивный красавец, созданный для покорения дорог, простоял полтора десятка лет в гараже без движения. Пока о нём не узнал Войтек...




илл.

Вполне возможно, что импровизированный союз между компанией "Остин" и Дональдом Хили, возникший на Лондонском Автомобильном салоне 1952 не был таким поспешным и необдуманным, каким казался тогдашним обозревателям автомобильной прессы. Несомненно одно, что этот союз представлял обоюдный интерес для партнёров. Для Дональда Хили и его крошечной закостеневшей компании спортивных автомобилей в Уорвике он стал шансом добывания славы, известности и почёта. А компания "Остин" с началом производства спортивных автомобилей смогла смело конкурировать с "Эм-Джи" на рынке Соединённых Штатов.

Прототип первого спортивного "Остина", спроектированный Дональдом Хили, был поставлен на производство в 1953 году под индексом "Остин-Хили-100". Победитель ралли "Монте-Карло" 1931 года Дональд Хили становится легендой автоспорта, когда после окончания Второй мировой войны создаёт спортивные автомобили с двигателями "Элвис" и "Рили". Однако, вершины успеха он добивается после начала сотрудничества с Леонардом Лордом, главой отделения "Остин Бритиш Мотор Корпорейшн", на основе создания самых престижных английских спортивных автомобилей.


илл.

Первые "Остины-Хили-100" использовали многие стандартные комплектующие обычных легковых "Остинов", включая 2,6-литровый двигатель от модели "А-90 Атлантик"; коробку передач, задний мост, подвеску и рулевой механизм от "Остина Лонг-Бриджа". Однако, созданием спортивного кузова занимались люди Дональда Хили, среди них особенно отличился Джерри Кокер, поэтому стайлинг машины на протяжении многих лет производства практически не менялся. Комплектные алюминиевые кузова поставлялись компанией "Дженсен", что в Западном Бромвиче, которая прежде снабжала спортивными кузовами автомобили "Остин А-40", а "начинка" поставлялась с заводов "Остина" в Бермингеме.

Новый спортивный автомобиль мгновенно завоевал огромный успех в Соединённых Штатах Америки. А Дональд Хили был пожалован вниманием Королевы за создание такой замечательной машины. "Остины-Хили" начинают принимать участие во многих спортивных состязаниях, и подтверждать свою исключительность победами на гонках. В Варвике разрабатывают автомобиль "Остин-Хили-ЮОМ", подготовленный специально для гонок, снабжённый четырёхскоростной коробкой передач, вместо оригинальной трёхскоростной, "повышающая передача" в которой является стандартным элементом. Затем специалисты завода разрабатывают на основе 100М специальную спортивную модификацию "Остин-Хили-100 Эс", ограниченное количество которых построили в 1955 году, все они окрашивались в одну цветовую комбинацию: белый над голубым - такая расцветка считалась тогда официальной для гоночного автомобиля в США.


илл.

По иронии судьбы продолжать комплектование машин большим старым четырёхцилиндровым силовым агрегатом "Остин" стало невозможно из-за новой политики рационализации производства, проводимой "Бритиш Мотор Корпорейшн". Поэтому в 1956 году "Остин-Хили" перерабатывается для возможности установки нового шестицилиндрового 2,6-литрового силового агрегата серии "С" ("Ц"). Кузов также проходит косметические улучшения, получая два дополнительных сиденья для случайных пассажиров в задней полукруглой части.

Базовая модель нового "Остина-Хили-ЮОСК" (СиКей) оборудуется дисковыми тормозами на передних колёсах, а "овердрайв" остаётся стандартным. Ходовые качества самых первых "Остинов-Хили Сикс" были далеко не впечатляющими, так как двигатель использовал чугунную головку блока с устаревшей конструкцией впускного трубопровода, сдерживающей проход рабочей смеси. Поэтому через год она заменяется алюминиевой с современным впускным коллектором, сразу улучшившим наполнение цилиндров.


илл.

В 1957 году окончательная сборка "Остинов-Хили" переместилась на завод отделения "Эм-Джи" в Абингтоне, а на следующий год был представлен двухместный вариант "Остина-Хили-Сикс". Эти машины завершают удачную эпопею "Остина-Хили-100", а в конце марта 1959 года их заменяют новый "Остин-Хили-3000". За последующие девять лет почти 43000 экземпляров этого замечательного спортивного автомобиля были отгружены торговым агентством "Бритиш Мотор Корпорейшн".


илл.

Самые ранние "Остины-Хили-3000 Марк I" очень немногим отличались от первого "Остина-Хили-100 Сикс" внешне, но установленный под капотом двигатель с увеличенным до 2,9-литра рабочим объёмом и дисковые тормоза "Гирлинг" на колёсах стали неоценимыми достоинствами машины. Сразу же после начала серийного производства "Остина-Хи-ли-3000" он зарекомендовал себя как настоящий раллийный автомобиль. В это время Пэт Мосс - родная сестра известного автомобильного гонщика Стирлинга Мосса и очень талантливая гонщица- въехала в гостиную своего дома на "Остине-3000" и остановилась около дверей спальни. После чего "Остин-Хили-3000" стали именовать не иначе, как "игрушка для хулигана". А в 1960 году Пэт Мосс стала победительницей женского ралли "Льеж-Рим-Льеж" на том же самом "Остине-Хили-3000". Кроме того, автомобиль завоевал 40 общих побед в главных международных ралли, проводившихся по всей Европе, когда под руководством гоночного менеджера "ВМС" Маркуса Шамьерса такие звёзды раллийного спорта как братья-близнецы Маурли, Ряйно Аалтонен, Тони Амбросен, Пэт Мосс, Анна Уиндоум или Тимо Мякинен выходили победителями, занимая первые места в труднейших альпийских ралли 1961 и 1962 годов.


илл.

"Остин-Хили-3000 Марк II", появившийся в 1961 году, получил двигатель с тремя карбюраторами "Эс-Ю", но этот эксперимент продержался всего год, и на "Остине-Хили-3000 Кабриолет" снова стали устанавливать силовой агрегат с двумя карбюраторами. Теперь "кабриолет" предлагался только в двухместном исполнении, а старые четырёхместные модели и модели 2+2 были сняты с производства. В конце 1963 года дебютировал "Остин-Хи-ли-3000 Марк III", он имел двигатель, оборудованный двумя увеличенными карбюраторами "Эс-Ю", позволившими поднять мощность до 148 л.с. Машина получила улучшенную отделку интерьера с деревянной окантовкой передней панели, стандартным материалом обивки стала ткань "Амба", вместо кожи. Ещё во времена производства "Остина-Хили-3000 Марк II" на нём стала устанавливаться новая коробка передач с рычагом переключения в центре крышки, тогда как на ранних машинах рычаг переключения передач монтировался сбоку карданного тоннеля. Самым фундаментальным усовершенствованием "Остина-Хили-3000" стал появившийся в 1964 году задний мост, подвешенный на полукруглых рычагах, улучшивших устойчивость и управляемость машины.

Основная масса больших спортивных "Остинов-Хили" отправлялась за океан, в США, поэтому сообщение, что эти автомобили не соответствуют новым, введённым в США с января 1968 года, Федеральным стандартам по безопасности и содержанию СО в отработавших газах, больно ударило по "Бритиш Мотор Корпорейшн" и вынудило прекратить их выпуск, несмотря на то, что сборочная линия была в хорошем состоянии и имелось огромное количество заказов от американских дистрибьюторов. Последние автомобили "Остин-Хили-3000 Марк III", предназначенные исключительно для внутреннего рынка, были построены в начале 1968 года.


илл.

Чтобы хоть как-то оттянуть день гибели "Остинов-Хили", был разработан прототип нового "Остина-Хили-4000" с более широким кузовом и мотором "Роллс-Ройс" рабочим объёмом 4 литра, которым комплектовались автомобили "Ванден-Плас Принцесс". Но этот шаг не нашёл отклика у высшего руководства "Бритиш Мотор Корпорейшн", и вообще не вызвал никакого интереса у людей из "Лейланда", которые получили право голоса после слияния в начале 1968 года "БМС" и "Лейланда" в единую "Бритиш-Лейланд". Какое-то время идея выпуска "Остинов-Хили", как вариант новой "Эм-ДжиСи", носилась в умах руководства, однако, на это наложил вето сам Дональд Хили, не пожелавший "обесценивания" своей конструкции. Поэтому серия больших спортивных "Остинов-Хили" завершилась к середине 1968 года, после пятнадцати успешных лет их производства. И только маленький "Остин-Хили-Спрайт", последние модели которого как две капли воды напоминали "ЭмДжи ТС", продержался на конвейере до 1971 года.

За бортом мелькают однообразные сельские пейзажи, "Остин" уверенно рассекает упругий воздух, "попутчики" расступаются перед ним, а затем стараются как можно дольше ехать рядом, чтобы получше рассмотреть. Но нам сейчас не до приветствий - мы торопимся и, вроде бы, успеваем. Я смотрю на чуть пригнувшегося к рулю Войтека, практически слившегося со своим мощным автомобилем в этой импровизированной гонке и думаю о том, как произошла их встреча... Открылись створки гаража, и Войтек понял, что перед ним машина, которую он не сможет не купить. Видимо, это понял и продавец, потому что запросил такую сумму, за которую тогда можно было приобрести новую "Тойоту Короллу". Впрочем, детальный и придирчивый осмотр показал, что автомобиль находится почти в идеальном состоянии, и после недолгого, скорее символического торга, без которого в Польше никогда не обходится, стороны ударили по рукам, оставшись вполне довольными и друг другом и состоявшейся сделкой. Конечно, с машиной пришлось повозиться, но это всё-таки был, по большей части, косметический ремонт, покраска, доводка и всё то, что для опытного коллекционера и реставратора -приятные хлопоты. В ремонте двигателя, вопреки ожиданиям, не было никакой необходимости - злосчастная поломка, с которой не смог совладать бывший владелец, была вызвана банальным засорением бензопровода. Теперь "англичанин" отлично показывает себя на дорогах, уже пять лет безотказно катая Войтека Чужиньского на ретрослёты по всей Европе. Ярко-красный спортивный "Остин Хили" стал своеобразной визитной карточкой не только своего хозяина и возглавляемого им журнала, но, пожалуй, и всего современного динамично развивающегося польского ретродвижения.



илл.

Разворот 1

Разворот 2




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra