Потрясающая популярность этой машины у женщин в европейских стран сегодня сочетается с редкостью распространения марки в России. Без Alfa Romeo 147 коллекция лучших моделей гольф-класса, открытая на страницах A&W, не будет полной.
Если попытаться одним-двумя словами охарактеризовать автомобильный дизайн разных стран, то немецкий, наверное, можно назвать воплощенной целесообразностью; французский - это комплимент миру; американский - амбиция; японский - зеркало американских амбиций; английский определению не поддается, он так и есть английский. Ну а итальянский - это разговор с Богом.
Чтобы понять, за что ценится итальянский дизайн, надо присмотреться к другим национальным школам. Вы сразу заметите, что большинство автомобилей выглядит "одетыми". Фасоны при этом мы видим самые разные. Немецкие автомобили обычно "носят" классические костюмы. "Французы" умеют предвосхитить моду и поразить изяществом кроя. "Англичане" удивляют необычным сочетанием элементов в рамках своей традиции. Американские автомобили облачаются не в костюмы даже, а, скорее, в фантастические скафандры, обладающие сверхчеловеческими возможностями и ревниво оберегающие комфорт внутри стального панциря.
И только итальянцы в лучших своих творениях показывают обнаженную и прекрасную плоть.
Многие пытаются соревноваться с ними, ошибочно полагая, что в спортивности секрет их успеха. И неизменно проигрывают. Ведь нельзя же всерьез сравнивать изображения чемпионов бодибилдинга со скульптурами, высеченными тем же резцом, что кумиры эпохи Возрождения.
Итальянский автомобиль исповедален. Рассматривая его, чуть изменяешь ракурс - и слушаешь новое повествование. Но только обращено оно не к вам. Это вы нечаянно подслушиваете молитвенное бормотание, усиленное сводами собора. Он всегда одинок в толпе, этот автомобиль, он хмуро сосредоточен на ином. Он силится высказать Слово.
Сегодня итальянцы выпускают безупречные по качеству машины. Но даже в те годы, когда обидные небрежности были в порядке вещей, итальянцам прощалось. Потому что художнику не простится лишь одно - если смолкнет его одинокая молитва.
Роскошь аскезы
Удивительно, но силуэт Alfa Romeo 147 вполне традиционен, пожалуй, даже демонстративно традиционен. Перед нами классический "гольф", причем в оформлении использованы самые обычные, не сказать тривиальные элементы. Те самые семь нот, из которых рождается музыка. Только вглядевшись внимательно, видишь, что смычок во властной руке маэстро.
Композиционно автомобиль подчеркнуто неуравновешен. Капот кажется непропорционально большим, несмотря на то что его геометрические размеры весьма умерены. Капот поневоле притягивает взгляд - все плоскости будто перетекают в него. Пластическая увертюра заканчивается потрясающей кодой - скульптурно выполненной решеткой радиатора в виде геральдического щита (фирменного элемента марки с 1949 года). Маленькая машина несет крупную носовую фигуру с достоинством адмиральской яхты.
Мы уже говорили о самых обыкновенных оформительских элементах, которые в 147-м использованы с поразительным искусством. Один из приемов - "микширование", перемешивание. Тот же щит с гербом Милана разве выглядел бы так эффектно, если бы не рассек пополам балку переднего бампера и не застрял в ней? Необычное решение потребовало убрать с привычного места площадку номерного знака, но такая жертва выглядит пустяковой.
Или боковая отштамповка на уровне дверных ручек. Уже пятью поколениями дизайнеров такая линия используется, чтобы выразить стремительность. Но нигде эта линия, меняющая в Alfa Romeo нажим, будто росчерк пера, не заканчивается своей противоположностью - выпуклыми поверхностями.
Фамильная черта "фиатовского семейства" - вогнутые борта. На их аскезу легко обратить внимание, находясь в окружении других автомобилей - накаченных, как мячи, детей биодизайна. Это впалые щеки корсиканца, посреди роскоши изнуряемого мыслью о вендетте.
Садясь внутрь, испытываешь щекочущее чувство, как будто к щекам, разгоряченным морозом, прикасается драгоценный мех. Внутри - еще более невоздержанная роскошь, но она не расслабляет, а рождает чувство избыточной надежности. На сердце, между тем, холодок, как перед спуском с горы,- ведь не надо объяснять, что Alfa Romeo умеет быть требовательной не только к себе, но и к водителю.
Оснащение автомобиля впечатляет: бортовой компьютер, способный общаться на любом из шести европейских языков, круиз-контроль, вынесенное на рулевое колесо управление аудиосистемой, климатическая установка с раздельным регулированием температуры для водителя и пассажира, автоматическая система воздушного занавеса, срабатывающая при открывании дверей, встроенные "hands-free" и клавиатура мобильного телефона, датчик дождя, автоматическая система пожаротушения, система контроля качества воздуха в салоне, иммобилайзер и противоугонная система, шесть надувных подушек безопасности.
Всегда на все четыре лапы
Как известно, хороший бренд есть ожидание уникальных ощущений. Стратегия бренда - язык обещаний. Давайте проверим, соответствуют ли ощущения обещаниям, иными словами, посмотрим, каков Alfa Romeo 147 на ходу.
Влюбиться в Alfa Romeo очень легко. Для этого достаточно, двинувшись с места, в первый раз тронуть руль. Потом вы еще и еще раз повторите это, всякий раз удивляясь, каким образом автомобиль умудряется предвосхищать ваши желания.
В Россию автомобиль поставляется с тремя типами бензиновых двигателей: 1,6 литра мощностью 105 и 120 л. с. и 2,0 литра мощностью 150 л. с. Нашим читательницам мы рекомендуем последний, но не ради его большой мощности, а из-за того, что этот мотор агрегатируется с роботизированной коробкой перемены передач Selespeed. Такой тип трансмиссии, с одной стороны, облегчает переключение скоростей (с помощью специальных клавиш под рулевым колесом или джойстика в виде привычного рычага), с другой - страхует в случае ошибки, так как устройство самостоятельно выбирает нужную передачу. Для теста нам был предоставлен автомобиль с 2-литровым двигателем и обычной механической коробкой передач. Одной из приятных особенностей мотора является то, что его сложно заглушить, трогаясь с места. Если возникает желание получить максимум удовольствия от езды, следует держать обороты около 4000. Сильно перекручивать не рекомендуем, потому что электронный ограничитель оборотов срабатывает довольно коварно - он гасит двигатель чуть ли не до нуля, что может иметь неприятные последствия когда вы, например, торопитесь завершить рискованный обгон.
Необычайная популярность 147-го у представительниц прекрасного пола заставила его создателей внести в машину некоторые конструктивные изменения. Самые важные - это неотключаемые электронные системы безопасности.
Ах, как Alfa держится на дороге! На сухом асфальте добиться скольжения колес не удавалось - машина просто смеялась надо мной! И только на весенних лужах пополам со льдом Alfa Romeo удавалось обмануть - развернуть боком. Последующие 1,5-2 секунды объясняли, зачем огромному числу инженеров и конструкторов так много лет нужно заниматься своим важным делом. Автомобиль демонстрировал фантастически быстрые реакции, напоминая кошку, которую как ни подбрось - она все равно приземляется на четыре лапы.
Осторожно: экспансия
Стало общим местом, что концерн FIAT (а вместе с ним и Alfa Romeo Industriale S.p.A.) переживает не лучшие времена. Однако случись такой кризис в России, его, без сомнения, признали бы экономическим чудом: "дышащий на ладан", как утверждают аналитики, концерн ежегодно выпускает более двух миллионов автомобилей и не устает удивлять новыми моделями (с 1967 года фиатовские машины десять раз завоевывали звание "Автомобиль года"). Тем не менее трудности, переживаемые FIAT, не дают компании полноценно развернуться в России. Вместо экспансии мы наблюдаем осторожное проникновение. Alfa Romeo 147, например, начал активно продаваться в Москве только в прошлом году. При этом не сложно догадаться, что подавляющее большинство покупателей потрясающей машины - женщины.