50 стремитель...



илл.

50 стремительных лет


Что только не придумывал человек, чтобы заглянуть в прошлое, разглядеть минувшие века до мельчайших подробностей. Когда глубокие научные изыскания грешат допущениями и предположениями, человек, даже наш современник, обращается к методам, которые и околонаучными назвать нельзя. Стремление к познанию таково, что в ход идут и магический шар, и теории о том, что вещи имеют память. Последнее проистекает, видимо, из того, что вещи, несомненно, обладают способностью напоминать. И не надо путать свои бережно хранимые "закладки" в личных "архивах" в виде гаечного ключа дедушки - это наши памятки, наше личное желание вспомнить. Но есть вещи, которые могут вызвать из небытия целую эпоху, некоторые олицетворяют её, какие-то являются символами. Старинные спортивные автомобили в этом контексте представляются очень удачным сочетанием - они радуют глаз, вызывают ассоциации с историческими событиями, отражают в своих лакированных поверхностях не только нас, но и искусство, культуру, веяние моды, да и уровень жизни времени, к которому они принадлежат. Не говоря уже о том, что каждый из них - веха на пути технического прогресса. Это на них разгонялись и въезжали в век современных скоростей. Экспозиция, составленная из спортивных авто различных владельцев - большая редкость. Эта, собранная лишь на несколько дней коллекция - уникальная возможность увидеть всех "их" вместе: "старших" и "младших", "друзей" и "неприятелей", "чемпионов" и "неудачников". Закончится выставка, экспозиция разъедется по частным собраниям, музейным коллекциям, аукционным домам, и в точности такой уже не будет. Другая... может быть, но -- не эта. Так что давайте воспользуемся возможностью и отправим наши свободные ассоциации бродить по закоулкам истории, памяти, фантазии...

илл.

Германия. 1936 год. Великолепный Мерседес-Бенц 500К летит по новому автобану. Он - роскошь и символ власти, символ величия. Таких строят только по специальному заказу. Прохожие смотрят вслед. Они уже придумали ему имя - "Гросс". Впрочем, эти фермеры всех ему подобных называют "Гросс". Ну и правильно: гросс-пассажир, гросс-цена, и конструкторское решение тоже гросс: независимая подвеска рычажного типа на передних колёсах и подвеска по схеме "качающаяся полуось" на задних, встроенный в гидравлический привод тормозов усилитель, восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель мощностью в 180 "лошадей". Его ждёт долгая жизнь, с лихими поворотами, под стать его спортивной начинке. У него будет уверенный в себе водитель, заботливый механик, частые выезды, долгая стоянка, взрывы бомб где-то совсем близко, всепожирающая ржавчина, долгое возрождение, редкие выезды и снова восхищённые взгляды. Здесь, под ажурным куполом, он выглядит вечным. Он пережил своих создателей и первых владельцев. Он свежесобран и свежевыкрашен, но это - всего лишь надоедливый факт. Этот 500К великолепно стар.

илл.

Роскошные формы, сверкающий хром, грациозность и сила - воплощённое Возрождение. Глядя на этот блеск и сопоставляя всё вышеперечисленное с 1948-м годом в послевоенной Британии, тем самым годом, когда впервые был представлен Ягуар "ХК120", трудно соединить в одно целое эту роскошную машину и недавние "ковровые" бомбежки Ливерпуля, незаживающие раны лондонских окраин. Нет, такой Ягуар просто не мог появиться в подобных условиях, но... Его творцы уже смотрели вперёд, для таких как он создавались новые гоночные трассы. И за всё упущенное, отложенное на потом, хотелось реванша. Возрождение и Реванш - вот что соединилось в нём. Он будет побеждать... и Мерседесы в том числе. Политические карты перекраиваются быстро. Людская память - нет. Сегодня Ягуар против Мерседеса - это только гонка. Но "пока нет" в 48-м и "ещё нет" в 52-м. Прекрасно, что сегодня они рядом. Ягуар - слишком капризное название для такого послушного зверя. Особенно если это легендарный "ХК 120", самый знаменитый из всех Ягуаров. Это он впервые выиграл "золотой кубок", который пообещали тому, кто завершит три раза подряд Alpine events без штрафных очков. Приз машине - это почти так же значимо, как памятник. Ягуар ХК 120 и создавали для таких побед: с двигателем, у которого в головке цилиндров размещались два распределительных вала, а клапаны были установлены V-образно. Те британцы, которые стремились к тому, чтобы он стал воплощением скорости, должно быть, отличались от своих соотечественников неуёмным темпераментом. Однажды разогнавшись, их детище колесит по всему миру. И даже если этот автомобиль статичен, как экспонат, воображение подсказывает - он просто едет стоя.

илл.

А вот и наш знакомый, почти друг, о котором мы писали в N 15, обладатель четырёхцилиндрового двигателя с одним верхним распредвалом и двумя двухкамерными карбюраторами "Солекс", что даёт на выходе 105 л.с. и верных 175 кмчас. Этакий спортсмен, любитель здорового образа жизни. Автомобиль -- Мечта, которая может стать реальностью, когда каждый желающий - почти гонщик. Немного адреналина для тех, кто живет спокойно: Германия, вся Европа, Америка...

илл.

Кроме восточной Германии - царства Трабанта - машины неспортивной. Вот он этот "сосед поневоле", стоит здесь же и несёт на себе не дату выпуска, а дату переработки - 2002 год. Он слишком похож на восточную Германию в момент объединения с западной. Он "уже не то, но еще не это", и чем бы его ни начинили - всё напрасно. Никто не поверит, что в "застен-ной" восточной Германии жил когда-то спортивный Трабант. Быть может на заводах Цви-кау когда-нибудь появится достойный соперник современным спортивным авто, достойный потомок "хорь-хов" или "трабантов". А пока он всего лишь - Политкорректность.

илл.

Никто никогда ещё так не стремился доказать свою состоятельность, как дети своим родителям, как американцы европейцам. Вот и этот Шевроле-Корвет пробовал себя в 60-м году в Ле Мане. 8-ое место - тоже место. Рост его популярности начался с 1963-го года, с дебютом на автомобильных салонах. Корветы тех времен, как подростки, страдающие мак-симдлизмом, наращивали мощность немереными темпами. К примеру, в 1961 году модель "283" достигла мощности 315 л.с. и разгонялась с места до 100 км/час за какие-нибудь пять с половиной секунд, а в 1965-м на машинах с 6,5-литровым двигателем мощность возросла уже до 425 л.с., на следующий год семилитровый двигатель модели "427" "дошел" до 569 л.с. Помимо этого, выпускалась ещё и ограниченная серия "Л-88". Вся эта мощность могла вызывать восхищение только у преданных поклонноков лошадиных сил, а для остальных гораздо привлекательнее и практичнее оказался маленький Корвет. Что же касается его более тяжеловесных собратьев, то машины не летали как птицы, а всевозможные излишества привели к тому, что появились монстры - настолько сильно изменились потомки этого "малыша". Они были просто перегружены ненужными новшествами, и к 68-му году объем продаж упал. Хорошо, что у любителей мощности хватило сообразительности остановиться, а таких Корветов, как наш красавец, было выпущено всего-то 10261 штука. Но зато какая "штучка". Его форма просто создана, чтобы автомобиль жил в потоке воздуха. Такая машина заявляет свои претензии на победу ещё до старта. Чем не автомобильное Самоутверждение во плоти?

илл.

Они сошлись - Форд и Феррари. В смысле - схлестнулись. Однажды Форд решил, что его машины должны побеждать в Ле Мане, а в Ле Мане побеждала Феррари. В пору было красить пьедестал в красный цвет. Феррари не продал свою фирму Форду, что для последнего был абсолютно непонятным. И тогда Форд обратил свой взгляд на другие фирмы. Ему попалось небольшая британская гоночная фирма Lola Cars Ltd., основанная в 1957 году в графстве Кент страстным поклонником автоспорта Эриком Бродли. В 1962 году его модель Лола дебютировала в Формуле-1, поэтому конструктор Бродли был вполне привлекателен для Форда и уже в 63-м году сконструировал для него прототип автомобиля GT с двигателем Ford (рабочий объем 4262 смЗ, V-об-разная восьмерка, 320 л.с. и расчётная скорость 280 кмчас), установленным позади сидений. Автомобиль имел интегральный несущий кузов, склёпанный и сваренный из стального листа толщиной 0,5 мм, трубчатый подрамник спереди, поддерживающую пружинную подвеску на двойных трапециевидных рычагах. Рычаги подвески были прикрепленные к силовому агрегату, который располагался сзади консольно, как на Формуле. Именно эта Лола GT MK переродилась осенью 1963-го года в Форд GT, подобно тому, как Кристина Остин в 1965 - в миссис Форд.

илл.

Мазератти... Это не только престиж. Пожалуй, ни одна другая фирма не выпускала серийные автомобили настолько приближенные к своим гоночным прародителям. Конечно цена... ,к примеру за "3500 GT", с восьмицилиндровым V-образным двигателем, была непомерно высока. Первую такую "3500 GT" с двигателем от гоночной машины купил иранский шах. Деньги, деньги...После провального гоночного сезона 1957 года они стали нужны Мазератти как никогда. Чем же еще привлечь покупателя, как ни этой близостью к захватывающему зрелищу гонок. Кто-то сказал однажды: "Управляя Мазератти, вы становитесь ближе к Богу". Имеется в виду не набожность, а возможность ухода в лучший мир с неверным поворотом руля, ну и конечно, ощущение всевластия. Неужели последнее требовалось тем, кто мог позволить себе купить такой спорткар. Авто вне времени, которое заявляет о своей стоимости, сложившейся из стоимости его самого и цены за отрезок трассы в Ле Мане.

илл.

Фиат 1500 Кабрио 1966 года. Спортивен и подтянут, 170 кмчас, если позволит трасса, двигатель "Osca" с двумя распредвалами и 80 "лошадей" под капотом. Появившись в 59-м, этот Фиат "почил в бозе" в 66-м, но это только на взгляд европейца, может быть..., но не на наш. Зеркальная поверхность бампера отражает то ли верхнюю часть решетки радиатора, то ли задний бампер (ох уж эти ассоциации) стоящей впереди "копейки". От того этот спортивный Фиат для нас почти родной, и в нашем к нему уважении есть что-то от итальянской семейственности, то есть - мафии. Как никак - Крёстный Отец наших Жигулей.

илл.

Франция - это не только Париж, это ещё и Дьепп на берегу Ла Манша, и заводы Рено, на которые предлагал "налетать" Владимир Высоцкий. Те самые, где рождались эти Альпины. Кто только не приложил усилий к их созданию: от итальянского дизайнера Джованни Микелотти в 53-м году до сборщиков, которые 24 года подряд давали жизнь различным модификациям Альпин в Испании, Бразилии, Мексике, Болгарии. Впервые созданный на базе заднемоторного Рено 4CV, гоночный прототип с алюминиевым кузовом от "Allemano" выиграл "ралли Дьепп". Воистину: где родился, там и пригодился. В 1955-м автомобиль покорил Париж и обставил своих конкурентов в гонке "Милле Милья". В 60-м жил в двух лицах - как купе и как кабриолет, но триумф пришел в 70-м с победами в ралли, входящими в мировой чемпионат. В сезоне 71-го года фирма Альпин стала первой в чемпионате производителей. Этот красавец А110 75-го года способен на 215 кмчас, а его 95 лошадей изящно упакованы в стеклопластик. Провинциал, завоевавший мир. Но не он один прославил Францию 70-х.

илл.

В небо взмывает "Конкорд", на земле стараются обогнать друг друга скоростной поезд TGV и автомобиль Ситроен SM. Скорость - прежде всего, и почему бы, разгона ради, не обратиться к "Мазератти"? SM появился на свет в результате совместных усилий "Ситроена" и "Мазератти" на заводе "Лижье" в Виши. Кристины состоялись в 70-м на Женевском автосалоне, где новорожденного нарекли самым совершенным автомобилем "Гран-Ту-ризмо". С таким благородным родителем, как "Мазератти", его родословная пришлась "ко двору" в "лучших домах" пусть не Лондона, зато Парижа, и несколько SM были выпущены в виде парадных фаэтонов и представительских лимузинов для господ из правительства. От какой погони они желали уйти на скорости в 225 км / час - неизвестно. При самых замечательных перспективах, которые создавали годроподвеска, масляный радиатор и мощность 168 л.с. при весе в 1450 кг, SM доехал только до отметки 12641. Именно столько экземпляров было выпущено. И виной тому не падение популярности, связанное с конструкторскими недоработками, а (будь он неладен) нефтяной кризис 70-х. А как чудесно всё начиналось. Наши соболезнования Погибшему голодной смертью.

илл.

Альфа-Ромео 2600, всего-то 1300 кг, как исключение - синяя. Обычно же как и у соотечественников из Феррари, претензии на победу у этой марки начинаются с цвета. Но альфа-лидерство - задача сложная. И сегодня слава Альфы не столь велика, как у Феррари, и нет к ней такого трепетного уважения, как к Мазератти и Лам-борджини. Хотя до войны великое будущее прочили именно марке Альфа-Ромео. Это не было ошибкой экспертов и уж никак не следовало из финансового положения фирмы. Для того, чтобы марка не прекратила своего существования вовсе, потребовалось гипертрофированное самолюбие, такое же самомнение, возможность помочь на государственном уровне и жажда побеждать во всем и вопреки всему "Великого Дуче" Бенито Муссолини. Конструкторский гений и злодейство, в данном случае, оказались совместимы, а денежные вливания - уместны, ресурсы довоенной рекламной кампании - трудноисчерпаемы. И ни в 1965, ни далее Альфа-Ромео не утратила своего статуса "очень итальянской машины", хотя с планировавшимся мировым господством как-то "не заладилось". Конечно, слов нет, хороша, но скорее как Капризная Итальянка, у которой желаний в сто раз больше, чем возможностей.

илл.

Мак Ларен не вызывает в памяти ничего, кроме гонок - самых различных, с попеременным успехом. Водители этих машин - люди в комбинезонах, удел - закрытые боксы, инженерно-технические тайны. Несмотря на 1967 год выпуска Мб А, детальной информации в Мак Ларене не дадут, какой-нибудь секрет да не упомянут. Потому что во многих спортивных достижениях есть такие секреты, которые нельзя открывать даже 50 лет спустя. Касается ли это Мб А - неизвестно, было ли все безупречно в победном сезоне 67-го года, или кто-нибудь строгие технические требования "обошел на повороте". Ценность этого экспоната заключается в том, что Мб А был первым монококовым. Да простят нас его создатели, но все эти "бывшие жильцы закрытого стойла" напоминают не только о восторженном рёве трибун и надсадном рёве моторов, но ещё и о бывшем секретном архиве, который даже будучи рассекреченным, Не Может Быть Прочитан до конца.

илл.

Мерседес-Бенц - С111 - уникален. Независим, как какой-нибудь Фон, но при этом всю жизнь - на казённых харчах. Этот экземпляр никогда не был в чей-либо частной собственности. Да и грешно как-то передавать, продавать кому-нибудь нечто, что движется со скоростью 300 кмчас, разгоняясь до ста километров за 4,8 секунды. Для 70-го года - сверхдостижение. Его двигатель - особая статья. Сколько разговоров было вокруг изобретения герра Ванкеля. Одно время роторному двигателю даже прочили славное будущее - еще бы - КПД в несколько раз выше, чем у обычного. Феликс Ванкель - ученик продавца - открыл свою мастерскую в 24-м году. Что он только не делал, чтобы его всевозможные изобретения и усовершенствования "ожили". Даже вступил в национал-социалистскую партию. Не помогло. И он ушел из партии, за что потом получил "всего лишь" полгода тюрьмы, но ведь могло быть и хуже. Свой двигатель Ванкель запатентовал в 1934-м. Годы доработок и усовершенствований потребовались для того, чтобы его изобретение, наконец, признали. Официальный день рождения двигателя - июль 58-го года. Компенсацию за муки многострадальный изобретатель получил в 69-м году в виде докторской степени в Мюнхенском институте, двигатель получил имя Ванкеля, а этот С111 - двигатель, объёмом всего-то навсего 600 "кубиков". У машин нет сердца, у них есть мотор. У некоторых счастливцев - Пламенный Ротор.

илл.

Сааб Сонет - машина, полная грусти. Да и как тут не загрустить, если вместо должного нахрапа твои конструкторы, зажатые со всех сторон условностями, топчутся в дверях американского рынка спортивных автомобилей, как бедные родственники. Эта печальная история началась в 1956-м году. Спортивная конюшня Сааба к тому времени заработала великолепную репутацию. Накопленный потенциал давал возможность запустить в серию "облегченные" вариации на тему известных победителей. Выражаясь "высоким штилем", настало время собирать камни. Первая попытка построить спортивный Сааб для массового покупателя имела место в 1956-м году - это был Сонет-1. Его проект благополучно лег на полку, откуда был извлечен на свет лишь 9 лет спустя. Но даже при такой катастрофической потере времени Сонет II оставался привлекательным и годом позже пошел в серию. Теперь это и вовсе редкость - так мало машин было сделано - всего-то 1607 штук. Был ли его дизайнер Бйорн Карлштром поэтом - неизвестно. Известно лишь, что вредно наступать на горло чьей-то песне. Из Сонета могла бы выйти целая поэма, но хорошо, что вышел хоть стишок. Во-первых, предполагалось использовать подходящие детали от серийных машин, а именно 96-го Сааба. В результате первая версия Сонета II выглядела приземистой и несоразмерной. Автомобиль "сидел" на колёсах, которые были для него откровенно велики. Вторая версия Сонета II слегка "подросла", потому что американские дистрибьюторы потребовали установить в неё четырёхцилиндровый V-образный двигатель, что было лучше "для них". Лишние 10 лошадей не делали погоды: первая и вторая версия Сонет II не разгонялась выше 160-ти. 10 "лошадей" на второй версии были съедены избыточным весом. Говорят, что художник переносит на полотно своё настроение. И этот Сааб в какой-то мере - тоже полотно. Сонет так измучился, что у него "мешки под глазами". Даже этот бережно хранимый кем-то экземпляр выглядит донельзя апатично. По крайней мере, он единственный, кому подстелили клееночку, чтобы не пачкал пол в приличном месте. А ведь он ещё не так уж и стар. Грустно, господа...

илл.

Тойота GT 2000. Узок круг этих представителей - 337 штук, не более. Ценность автомобиля, стоящего в ряду со всеми прочими, заключается не только в малом количестве выпущенных экземпляров и уж никак ни в том, что 150 "лошадей" позволяли ему двигаться со скоростью 220 кмчас, сколько в том, что данный автомобиль снимался в фильме о Джеймсе Бонде "Живут только дважды", где сыграл роль служебного автомобиля г. шпиона. А Шон Коннери, соответственно, сыграл роль Бонда. Неизвестно сколько раз автомобиль мелькнул на экране и как справился с возложенными на него шпионскими обязанностями. Жизнь-то - страшнее вымысла.

илл.

Как они это произносили... "Мама мия! "Лам-борджини" и автомобили - нон контакте!." -смеялись скептики из "Феррари". "Эти производители тракторов и кондиционеров? Верхом их достижения будет разве что газонокосилка". Но в 1971-м году появился суперкар "Ламборджини Контач". С кузовом спроектированным Бертоне, автомобиль был столь необычен для своего времени, что в автомобильных изданиях его часто называли "UFO" (НЛО). В общем-то у нас он не вызвал инопланетных иллюзий - вполне современный спорткар. Что только подчеркивает вышесказанное. Попробуйте посмотреть на Контач с этой точки зрения, учитывая его ходовые качества: плавное прохождение поворотов, восхитительная управляемость. Не только внешний вид, но и особенности конструкции заслуживают внимания. Двигатель Контач - V-образный двенадцатицилиндровый "Ламборджини" поместили продольно в центре машины, смонтировав его на пространственной трубчатой раме, обшитой панелями из сверхтонкого алюминия. Спереди к нему крепилась коробка передач. Ходовая часть - выполнена в соответствии с практикой конструирования гоночных машин - с использованием отливки из магниевого сплава. Максимальная скорость этого красавца 300 кмчас. Те, кто не причислял себя к заоблачным мистикам, называли Контач Пределом Совершенства шоссейного автомобиля. До сих пор небольшие фирмы изготовляют копии этого автомобиля на заказ.

илл.

Феррари Тестаросса. 1985 год. Гонка технологий. Погоня за турбодвигателями. Конструкторы не спят ночами, а Феррари не желает уступать, но хочет достичь совершенства лишь за счёт традиционных технологий. Так появляется на Феррари двигатель, у которого есть имя собственное "Boxer" - двенадцать цилиндров, по четыре клапана на каждый. И хотя Феррари и так уже очень Rossa - предела для совершенства нет. Всегда найдется что-нибудь, что можно покрасить любимым колером. У Феррари Тестаросса головка блока выкрашена в красный цвет. Отсюда и название. Машина массивная, тяжелая, привлекательная как для клиентов, так и для спортсменов. Она как будто сошла с рекламного плаката - такое впечатление навевает броский дизайн Pininfarina. Причем внешний эффект служит и для решения насущных проблем: ребристые боковые воздухоприёмники служат для подачи воздуха в боковые радиаторы, заменившие передний радиатор "Ferrari 512 ВВ". Эта Гарцующая Лошадь заменяет собой табун в 390 голов.

илл.

Сбарро Челендж. 1985 год. Известный дизайнер Сбарро видимо не зря назвал этот спорткар Challenge, что означает "вызов". Стремительный автомобиль, мощностью 400 л.с., которые обеспечивал 5-ти литровый двигатель V8, вероятно должен был бросить вызов будущему со скоростью 310 кмчас. Франко Сбарро любил удивить, но этот Челендж, представленный впервые на Женевском автосалоне, ещё долго был "темой для разговора": в качестве гасителя скорости, на случай экстренного торможения, служило пневматическое крыло, выдвигавшееся из крыши. Отсутствие в конструкции боковых зеркал возмещалось видеокамерой, направленной назад и монитором, посредством которого водитель видел догоняющего конкурента. 1988-й год. Не так давно это было. Через 40-50 лет это время тоже вызовет у кого-то ностальгические воспоминания, кто-то попытается представить себе историческую реконструкцию. В любом случае, пренебрежительное "прошлый век" никогда не будет относиться ни к вышеперечисленным спортивным шедеврам, ни к этому Пежо Оксия GT. Двигатель V6, 680 л.с., двойной турбонаддув, 260 кмчас, кузов из углепластика работы Киса Райдера. Совершенство это или нет?..
Наверное, современные конструкторы завидуют коллегам, жившим в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е. У них всё было впереди - новые рекорды, новые достижения. Они боролись за мили, а не за миллиметры. И ещё у них было ожидание праздника, которое, как известно, лучше, чем сам праздник.
Лейпциг - Москва, апрель - июнь 2002 г.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra