49-й


49-й
Текст: Дмитрий Хитров
Фото: влад Лифановский

При всём разнообразии стилей и направлений татуировки, прекрасных мастеров и интересных работ, очень сложно разобраться в своих предпочтениях. Наша рубрика, старается познакомить Вас с наиболее интересными и талантливыми персонами, выбравшими себе столь экзотическую работу. На этот раз мы пообщались с настоящей легендой российской таттоо культуры, человеком, который в вопросах татуировки для себя решил всё. Знакомьтесь - Олег "49-й" Машинцев!

Началось всё спонтанно. В 1991 году один мой приятель принёс мне машинку, сделанную из электрической пилки для ногтей. Я всю жизнь не плохо рисовал, и он предложил мне попробовать. К тому времени я уже был немного в курсе этой темы, сам имел несколько тату.
Поначалу конечно была самодельная машинка, иглы из гитарных струн, краска Rottering или Schtadler. В общем, так же, как у всех. Потихонечку набивал руку, но уже с первых разов получалось достаточно прилично. Я считаю, что я попал в так называемую "вторую волну" российской татуировки. "Первая волна" - это Маврик, Крикун, Китаец, Литва. Они первые начали этим заниматься, до меня. Волею судеб, познакомился через одного из своих клиентов с Алексеем "Китайцем" Минашкиным. В 1995 году он пригласил меня работать своим напарником в первый официальный тату-салон на территории бывшего Советского союза. Назывался он "Три кита". И что бы кто не говорил, мы были первыми. Были первыми, кто начал работать профессиональным оборудованием, использовать одноразовые иглы, краски и т.п. Салон проработал чуть более года и закрылся по обычным для России причинам: проблемы с арендой и людьми. Потом был салон "Скиф", потом "Хорт" (по-старославянски - "волк").
В 2001 году по некоторым личным причинам я ухожу из салона. И с этого момента моя работа в салонах заканчивается. Видимо, всё случается в тот момент, когда это должно случится. Пару лет я, можно сказать, отдыхал. Получил второе высшее образование, а татуировки делал в своё удовольствие. Уже позднее я анализировал эти события и понял, что лично меня салонная работа начала тяготить. Это поток, рутина. У меня есть такая шутка, что делать скорпиона размером с пачку я могу делать без предварительного наброска. Первый раз - это интересно. Второй раз тоже, что-то меняя, внося что-то новое... Но в 155-й раз! От такой работы не испытываешь никакого удовольствия. Для меня татуировка - это маленькое волшебство. А когда одно и то же "волшебство" происходит два раза в неделю, оно становится чем-то вроде профанации волшебства. Уход из салона был благом для меня как для художника.
Сейчас моя непосредственная трудовая деятельность связана совсем с другой сферой межчеловеческих отношений, а татуировки - это моё хобби, которое мне нравится и которое у меня неплохо получается. Я продолжаю их делать, но я максимально ограничил круг клиентов. Либо мои друзья, либо друзья моих друзей, либо, иногда, это может быть интересный проект.
Нельзя ли оградить салон от потока?
Тогда перестанет существовать сама идея тату-салона. Профессиональная работа в салоне подразумевает под собой "колбасиво". Кто бы ни пришёл - он является клиентом. Можно, конечно, что-то посоветовать, но я всегда придерживался формулы "советчик - ответчик". Я могу что-то посоветовать в частностях, но не в глобальных вопросах, как то эскиз или место на теле. Сейчас я делаю только то, что мне интересно. Сейчас у меня не так много времени, и если мне работа не интересна, то я тактично "переадресовываю" человека к другим не менее достойным мастерам. Например, было два случая, когда я направил клиентов с сюжетами Геггера к Паше "Ангелу" и Паше "Вампу". Прекрасные мастера и тема Геггера им близка. Поэтому я считаю, что у них такая работа получится лучше.
Мне нравится этника. Но я не зацикливаюсь на одном. Например, моему приятелю, занимающемуся тайским боксом, я сделал руку в восточных мотивах. Но это скорее исключение. Мне интересно сделать что-то такое, что вызовет у других какие-либо неординарные эмоции, типа удивления, восторга, желания подражать. И это помогает мне самовыразиться. Сделать в 555-й раз китайского дракона или в 648-й раз японского карпа я не буду. Может к сожалению, а может к счастью, но это пройденный этап.
Почему этника?
Я считаю, что татуировка не должна быть гламурной ажурной. Это должен быть "жесткач" - грубая жёсткая, тяжёлая. Всё это я нахожу в этнике. Такая татуировка - это поступок. В плане символизма и значения того или иного рисунка я полагаюсь на заказчика. Те немногие клиенты, с которыми я работаю, люди с головой, и если они решают нанести на себя определённый символ, то они отдают себе отчёт и в том, что это значит, и в том, что он в это вкладывает. В этом смысле я могу посоветовать лишь форму или место на теле, но символы, которые на себя наносит человек, выбирает он сам.
Этника - прерогатива продвинутых в этой области людей?
Отчасти да. Я думаю, что вряд ли18-летняя девочка, которая хочет поиграть в рок-звезду, придёт в голову делать чёрные неровные петроглифы. Скорее это будет скорпион с пачку на животик.
Ты тяготеешь к славянской этнике?
У меня есть свои "тараканы" по этому поводу, у меня есть определённый набор знаний в этой области. Но зачастую получается своего рода симбиоз. Татуировка вроде кельтская, но в то же время не кельтская. Вроде славянская, но не совсем славянская. То ли датская, то ли шведская, то ли западная Русь. Есть такая теория о нордической проторасе с едиными корнями, и в этой теории я нахожу возможность реализации своих идей. Но я не циклюсь. Вот например очень любопытная тема - Полинезия. Если бы ко мне пришёл человек, который реально разбирался в этом, то мне бы было интересно сделать объёмную работу в этой теме. Для меня главное, чтобы человек понимал, что и для чего он делает.
А как ты относишься к такому явлению, как языческая татуировка в сочетании с висящим на шее православным крестом?
А почему нет? Я почитал достаточно книг, пообщался с умными людьми, и уяснил для себя, что язычество плавно влилось в христианство, трансформировалось. Что-то ушло, что-то осталось, и во всём этом есть глубинный смысл. Всё течёт, всё меняется, жизнь продолжается. Как человек после смерти продолжает жить в своих детях и внуках, так и здесь. Я не вижу здесь конфликта. По моему, было бы смешно, если бы человек носил крест с татуировкой перевёрнутой пентаграммы.
А как церковь относится к тату-искусству и есть ли у тебя собственный опыт в этом?
Могу сказать, что не один батюшка меня лично "по голове не погладил". Была у меня одна любопытная ситуация. В этом году отдыхал в Египте и поднимался на гору Синай (где Моисей получил скрижали). И когда я спускался вниз по тропе Моисея, то на встречу мне шли человек пять русских ребят лет по восемнадцать, а с ними шёл батюшка. Он на меня так грозно посмотрел и говорит ребятам: "Вон, посмотрите! Змеи на нём одни - он в грехе погряз!". Мне, на самом деле, было очень смешно, потому что батюшка позиционировал себя апостолом духа, но несмотря на это взял на себя смелость судить. "Не судите, да не судимы будете!"
Вот ещё интересный факт: у Николая II, канонизированного как великомученик, были татуировки. А у Ильи Муромского, по преданию, была надпись вокруг руки. Даже если допустить, что "надпись" ещё не есть "татуировка", то Николай II - первый святой с татуировками. И по моему мнению, именно он должен стать покровителем татуированных христиан.
Что можно сказать о качестве тату-мастеров в России?
Я считаю, что такого количества хороших татуировщиков на единицу площади, как в России, нет нигде в мире. По собственному опыту могу сказать, что в России человек становится татуировщиком не по финансовым причинам, а как художники, именно ориентируясь на творчество. Мне приходилось общаться и с западными татуировщиками и с нашими ребятами, которые работали там. И я могу сказать только то, что у них там совсем другой подход. Это бизнес. Представьте, что человек приходит в автосервис и просит научить его крутить гайки и бортировать колёса. Так же там происходит и с татуировщиками, поэтому и качество в общем низкое.
В этом плане показательна была первая тату-конвенция, прошедшая на территории Сада Эрмитажа в 1995 году, которую устраивал Кирилл Данелия (сын знаменитого кинорежиссёра). И это тоже бизнес - раскрутка, пиар. И тогда, и сейчас я не питаю иллюзий по поводу конвенций, никогда в них не участвовал и участвовать не собираюсь. Просто мне это не интересно. Я считаю, что тот, кто хочет работать - будет работать, кто хочет тусоваться - будет тусоваться по разным конвенциям. Возможно это и хорошо для бизнеса, но мне интересно воплощать свои идеи, а не репродуцировать чужие. Я могу поручиться, что сейчас каждый мой эскиз и моя работа - это абсолютно авторская работа в единичном экземпляре.
Я не так много общался с "коллегами по цеху". Пожалуй, в своё время это происходило из-за конкуренции, возможно зависти. А сейчас все хорошие мастера узнали себе цену, самоутвердились, успокоились. Никто ничем не меряется, каждый занял свою нишу. Каждый "разрабатывает свою жилу": кто-то этнику, кто-то Геггера, кто-то американский "нью-скул". Я считаю, что это прекрасно, потому что люди во-первых повзрослели, во-вторых, поумнели, в-третьих набрались опыта. И все понимают, что у каждого своя группа клиентов.
Как ты относишься к молодёжной моде на татуировки? Или татуировка должна быть взвешена и иметь смысловую нагрузку?
Я считаю, что это личное дело каждого. Кто хочет вкладывать глубокий смысл - пусть вкладывает, кто хочет сделать татуировку элементом дизайна своего тела - пусть делает.
А тебе не обидно такое отношение? Ведь ты вкладываешь душу.
Абсолютно не обидно. В первую очередь, я делаю это для себя, а уже во вторую очередь для человека или тех, кто её увидит. Как художник пишет картину не для определённого места на стене или зрителя, который будет ей любоваться. В моём понимании, татуировка - это не пачка-полторы, это что-то более глобальное. Я уже давно не оцениваю татуировку с точки зрения мастерства исполнения. Я оцениваю татуировку, как замысел художника, как идею, как посыл какой-то. Я считаю, что в таком смысле это - поступок. Поступок мастера, который взял на себя ответственность. Многие мои постоянные клиенты уже не придумывают эскиз, а просто рассказывают мне идею и полностью доверяются мне в остальном, что тоже накладывает дополнительную ответственность.
Не страшно?
Нет!
Клиенты-девушки?
Как правило, это подруги или жёны людей, которым я не хочу отказывать. Сейчас уже и дочки. Ну а подход здесь, наверное, такой: девочке - девочкино. Конечно, если 18-летняя девушка просит меня сделать например петроглиф, то я несколько раз переспрошу "А надо ли тебе это?". И уж если она твёрдо решила сделать именно этот вариант, постараюсь исполнить его максимально мягко, женственно.
Как ты относишься к тому, что этника сейчас достаточно сильно профанирована? Часто можно встретить на дискотеках или в клубах мальчиков и девочек с браслетиками "A la Celtic" и т.п.
Ну почему бы и нет? Хочется им, модно. Вот например, в своё время у педиков было модно носить ботинки Dr. Martiens с железными носами. Но ведь нормальные пацаны не перестали их носить!
Мастерство возрастает с течением времени, и каждая новая работа будет немного лучше предыдущей.
Следуя твоей логике получается, что чем брутальнее - тем лучше.
Здесь прикол не в брутальности. Важно сделать хорошо, но так, будто это было сделано во 2-м тысячелетии до нашей эры. Нормальный мастер поймёт, что это делал тоже нормальный мастер. А какой-то лошок на улице, сделавший себе скорпиона с тенью, будет тыкать пальцем: "Чё за, чисто, фуфло?".
А вот такой психологический момент: люди выставляют на конвенцию татуировки, очень качественные, но не "гламур", не "модняк". Им не дают приза и они "обламываются".
Я думаю, что люди обламываются потому, что им прикольно быть на волне. Вопрос в чём: для чего человек делает себе татуировку? Если он делает её, чтобы потом занимать первые места на тату-конвенциях, то это одно. Если человек просто хочет выделиться, то это другое. Или человек делает татуировку, потому что ему нужно её сделать по каким-то внутренним причинам. А есть такие, которым нужно, " шобы тёла-а-ачки смотрели!". Каждому - своё. Главное понимать, какие люди ставят перед собой цели. Если человек хочет побеждать на конкурсах с гламурно-ажурной татуировкой, как кружевные трусики, то это не ко мне. Мне это не интересно.
Какой был посыл для первой твоей собственной татуировке?
Как у всех в начале 90-х. Motley Crue, Guns'n'Roses, Motorhead... И мне тоже надо! Реальное понимание того, что именно мне надо, пришло где-то только после пятой татуировки. Некое осознание своего стиля и куда мне в этом стиле двигаться.
То есть, Motley Crue ушло в прошлое...
Нет. Стиль рок-н-рольных татуировок конечно остался, просто мне это перестало быть интересным.
Почему ты предпочитаешь чёрно-белые татуировки?
Моё личное мнение, что чёрно-белые татуировки выглядят значительно более выразительно. Я для себя нахожу больше движения в этих застывших фигурах, чем в каких-нибудь драконах, бьющихся с фениками в перьях, брызгах и т.п. Такое сравнение - профессиональный бокс. Возьмём, к примеру, Оскара Де Ла Хойа. Все его знают, знают, что у него коронный удар - левый крюк. Все противники это знают, этого боятся, к этому готовятся. И между тем, "Золотой мальчик" умудряется в каждом втором поединке уложить соперника именно этим ударом. Почему? Потому что!.. Потому и мне прикольно делать такие грубоватые, застывшие, примитивные. А мне кажется, что они самые живые. В них больше души уже только потому, что в те времена, когда делались подобные картинки молотком по камню, это был реальный полёт творческой мысли, человек вкладывал душу. А когда человек в 555-й раз делает дракона, борющегося с другим драконом, он душу не вкладывает. Он думает, что я сейчас "добью", получу денежку, поеду домой, вкусно покушаю, посмотрю с женой кино и всё будет отлично. А тогда с молотком и камнем, человек думал: "ну как же мне выразить то, что я чувствую?"






































Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra