Т-34: щит и меч

 Реклама на портале


 

Т-34: ЩИТ И МЕЧ


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Легендарная "тридцатьчетверка" – самый массовый танк Красной армии, прошедший всю Отечественную войну, – изначально проектировался как версия быстроходных танков прорыва БТ с улучшенным бронированием и вооружением. После серьезной модернизации концепции БТ появился универсальный танк, способный противостоять танкам противника, участвовать в поддержке пехоты и обороне, осуществлять скоростной прорыв вражеских линий. Всю войну Т-34 заставлял немцев искать эффективные средства борьбы с ним.


От БТ к Т-34

Опыт участия советских танков Т-26 и БТ-5 в гражданской войне в Испании (1936–1939 гг.) показал необходимость разработки новых танков с противоснарядным бронированием, способных противостоять огню скорострельных малокалиберных противотанковых орудий.

В октябре 1937 г. Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (впоследствии завод № 183), производивший танки БТ, получил государ-ственное задание от Автобронетанкового управления РККА по разработке нового танка БТ-20. Продолжая линейку танков конструкции американского инженера Кристи, новая машина также должна была иметь колесно-гусеничную ходовую, характерную для всех танков БТ, максимальную скорость 70 км/ч, угол наклона брони корпуса и башни как минимум 18 градусов (при толщине лобовой брони 25 мм, кормовой – 16 мм, башенной – 20 мм, днища – 10 мм), полную массу около 14 т, экипаж 3 человека, дизельный двигатель мощностью 400 л.с., торсионную подвеску. Вооружение БТ-20 должно было состоять из 45 мм орудия, трех пулеметов и огнемета для защиты танка.

К тому времени уже выпускали серийно БТ-7, и были произведены несколько опытных образцов БТ-5 с дизельными двигателями В-2 (позже их устанавливали на БТ-7М). Именно этот первый советский танковый дизельный двигатель, разработанный конструкторами К.Ф. Челпаном и Я.Е. Вихманом, планировалось устанавливать на новый БТ-20.

После БТ-7 была попытка разработки проекта нового танка БТ-9, но найти компромисс между задачей усиления броневой защиты и сохранением ходовой конструкции Кристи, при которой танк мог передвигаться как на катках, так и на гусеницах, конструкторскому бюро завода № 183 во главе с Михаилом Ильичом Кошкиным тогда не удалось. Проект оказался неудачным и принят не был.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Опытный образец А-20 в разных вариантах использования:
на катках (верхнее фото) и на гусеницах (нижнее фото)


Для создания нового танка БТ-20 на харьковском заводе было организовано отдельное конструкторское бюро под руководством Адольфа Яковлевича Дика – военного инженера 3-го ранга, адъюнкта Военной Академии механизации и моторизации им. Сталина.

Новое конструкторское бюро, в которое вошли и некоторые конструкторы КБ Кошкина, было усилено выпускниками и слушателями академии. Проект танка БТ-20, получивший на заводе индекс А-20, был готов к весне 1938 г. На разработку ушло около 5 месяцев. Сразу после сдачи проекта, в духе того смутного времени, был арестован А.Я. Дик – конструктор, фактически разработавший основную концепцию легендарной 34-ки. Его обвинили во вредительстве и сослали на большой срок в лагеря. По той же схеме, по обвинению во вредительстве, был репрессирован один из его предшественников – начальник КБ этого завода Афанасий Осипович Фирсов, под руководством которого были созданы БТ-3, БТ-5, БТ-7 и опытные образцы дизельных БТ. Арестованный в 1937 г., Фирсов умер в заключении в 1943 г. После ареста Дика начальником КБ был назначен Кошкин.

Проект А-20 вызвал споры среди военных руководителей о целесообразности использования гибридной, колесно-гусеничной, ходовой. Было выдвинуто предложение разработать второй вариант танка А-20 – гусеничный. С учетом предложения ветеранов войны в Испании, а также инициативы Автобронетанкового управления РККА Комитет обороны принял решение об увеличении лобовой брони до 30 мм и установки 76 мм орудия на гусеничный вариант танка. В мае 1939 г. два опытных образца, колесно-гусеничный и гусеничный, были изготовлены. Гусеничный танк получил индекс А-32. На испытаниях он показал возможность дальнейшего наращивания бронезащиты, тогда как А-20, и так имевший более тонкую броню, из-за особенностей колесно-гусеничной ходовой такой возможностью не обладал. Кроме того, на А-32 было установлено орудие 76 мм, тогда как на А-20 – 45 мм, и увеличить огневую мощь последнего также не было возможности. На обоих танках установили 12-цилиндровые дизельные двигатели мощностью 500 л.с. Масса А-20 составляла 18 т, и он развивал максимальную скорость 74,4 км/ч. А-32 развивал немного меньшую скорость – 70 км/ч при массе 19 т. После учета недостатков, выявленных в ходе испытаний А-20 и А-32, были созданы два опытных экземпляра с увеличенной до 45 мм лобовой броней. Они получили индекс А-34. Колесно-гусеничная версия этой машины так и не нашла своего дальнейшего развития. Можно сказать, что на этом эпоха советских танков этого типа закончилась, так как с началом производства Т-34 БТ-7 прекратили выпускать, и больше подобных машин советская военная промышленность не производила.

Так, 19 декабря 1939 г. постановлением № 443 Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР А-34, получивший серийный индекс Т-34, был принят на вооружение.

В феврале-апреле 1940 г. оба опытных А-34 совершили пробег по маршруту Харьков–Москва–Харьков, а также прошли полигонные испытания. Во время этого пробега М.И. Кошкин тяжело простудился и вскоре умер. После его смерти обязанности главного конструктора продолжил выполнять А.А. Морозов, а начальником КБ был назначен Н.А. Кучеренко.

31 марта 1940 г. протоколом совместного заседания народного комиссара среднего машиностроения И.А. Лихачева и народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова Т-34 был рекомендован для незамедлительного пуска в серийное производство на Харьковском заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе. С целью проверки первых серийных Т-34 в ноябре- декабре 1940 г. был организован пробег Харьков–Москва–Смоленск–Гомель–Киев–Полтава–Харьков. В октябре того же года для серийного производства была утверждена литая башня танка вместо сварной.

Т-34М: НЕ УСПЕЛИ...

Летом 1940 г. на харьковском заводе начали разрабатывать версию Т-34, в которой должны были быть учтены все выявленные недостатки. Машина должна была получить индекс Т-34М. Это была серьезная модернизация: предполагалось увеличить лобовую броню корпуса и броню башни до 60 мм, удлинить ствол орудия, навесить дополнительные броневые экраны, прикрывающие гусеницы, установить на башню командирскую башенку обзора (которая появилась только в 1943 г.). Родилась даже идея о поперечном размещении двигателя, за счет чего можно было сэкономить место в моторном отсеке. В 1941 г. предполагалось выпустить 500 таких танков. За несколько месяцев до начала Отечественной войны были готовы чертежи и документация на Т-34М. Этот проект открывал более широкие перспективы, и поначалу государственная комиссия, посетившая завод, даже приняла решение об остановке производства Т-34 и полном переходе на выпуск Т-34М.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
19 декабря 1939 г. Комитет обороны
при Совете Народных Комиссаров
СССР постановлением № 443 принял
на вооружение танк Т-34.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Март 1941 г. Завод № 183 начал выпуск
танков Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-34.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Т-34-76

Однако с началом войны, когда появилась острая необходимость в постоянном пополнении частей Красной армии танками, от нового, еще "сырого", проекта решили отказаться и вернуть выпуск проверенного в эксплуатации, пусть и с большим количеством недостатков, танка Т-34 образца 1940 г.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Итак, что же собой представлял Т-34 образца 1940 г.? Это был средний танк по советской классификации массой 26,8 т, с V-образным дизельным 12-цилиндровым двигателем мощ-ностью 500 л.с., 4-скоростной коробкой передач, развивавший максимальную скорость 54 км/ч по шоссе и 38 км/ч – по пересеченной местности. Танк мог преодолевать 36-градусный подъем, стенку высотой 75 см, ров шириной 3,4 м и брод глубиной 1,3 м. Запас хода танка составлял 300 км по шоссе и 230 км по пересеченной мест-ности. Угол наклона лобовой брони составлял 53–60 градусов, толщина брони – 45 мм; борт: наклон брони – 0–40 градусов, толщина – 40–45 мм; корма: 45–47 градусов, толщина – 40 мм. Угол наклона башенной брони – 30 градусов, толщина – 40–45 мм. Толщина верхней брони корпуса – 16–20 мм, башни – 15 мм, днища – 13–16 мм. Вооружение танка состояло из орудия Л-11 калибра 76 мм, длиной ствола – 30,5 калибров, с боекомплектом 77 выстрелов, 2 пулеметов ДТ – курсового и спаренного с главным орудием. Экипаж танка составлял 4 человека: командир (он же наводчик), заряжающий, механик-водитель, стрелок-радист. В обозначение танка – Т-34-76 – был добавлен калибр пушки. Позже, в 1943 г., когда германская армия была подкреплена более сильными танками, Т-34 получили пушку 85 калибра и, соответственно, обозначение Т-34-85. Обновленные танки имели и другие улучшенные показатели.

Из-за поспешности разработки и внедрения в серийное производство танк Т-34-76 имел множество недостатков. Во-первых, он был довольно шумным. Шумность повысилась еще больше, когда в конце 1941 г. из-за дефицита резины, катки перестали оборачивать резиновыми бандажами. Поэтому приближение Т-34 было слышно на большом расстоянии. Направленные вниз выхлопные трубы поднимали тучи пыли, еще больше демаскируя танк.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
1 сентября 1941 г. На харьковском
заводе №183 начато производство
Т-34-76 с измененными люком
водителя и коробкой передач.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Октябрь 1941 г. Заводом №112
"Красное Сормово" изготовлены 20
первых серийных танков Т-34-76.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
7 марта 1942 г. Госкомитет Обороны
постановлением № 1410 предписывает
организовать производство Т-34-76 на
заводе им. Ворошилова в Омске.

Для переключения скоростей на ранней 4-скоростной коробке передач требовались неимоверные усилия механика-водителя, поэтому зачастую ему в этом помогал сидящий рядом стрелок-радист. Ситуация улучшилась в 1943 г, когда была разработана 5-ступенчатая коробка с постоянным зацеплением шестерен. Ранние коробки часто выходили из строя, как и главный фрикцион сухого трения. Малоопытный механик-водитель очень легко мог сломать его, резко бросив педаль выключения главного фрикциона при трогании с места. Танкисты называли это "сжечь фрикцион". Позже был введен пружинный сервомеханизм педали, который уменьшил прилагаемые усилия и регулировал плавность хода педали.

Воздушный фильтр двигателя имел далеко не совершенную конструкцию, был неэффективным и значительно уменьшал ресурс двигателя. Ситуация улучшилась только с появлением фильтров "Циклон".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Дизельный двигатель В-2-34.
Музейный комплекс "История танка Т-34"

Общий для командира и заряжающего люк башни был большим и тяжелым и вызывал массу нареканий. Его тяжело было открывать здоровому человеку и почти невозможно раненому. Кроме того, если люк заклинивало, о быстрой эвакуации из танка не могло быть и речи. Большого размера люк был вынужденной мерой – для упрощения извлечения орудия и внутренних топливных баков для ремонта. Позже этот вопрос решили, оборудовав крышкой заднюю стенку башни. А затем убрали и ее – орудие и баки стали вынимать через низ башни, приподнимая ее краном. Два люка в башне появились осенью 1942 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Т-34-76

Опытные танкисты учили молодое пополнение снимать тугие пружины с защелок люка механика-водителя и люков башни: из-за этих защелок танкист, у которого были ранены руки, мог оказаться запертым в танке, и выбраться, например, из горящей машины в этом случае становилось весьма сложным делом. Некоторые обвязывали защелку люка и крюк в стене башни поясным ремнем, а сами защелки не закрывали, чтобы в случае отказа рук можно было головой быстро вытолкнуть крышку люка. Многие экипажи шли в бой с открытыми люками башни. Кроме того, что так можно было быстрее эвакуироваться, существовали и другие причины: единственный вентилятор в башне, а на поздних моделях даже два вентилятора, совершенно не справлялись с эвакуацией пороховых газов из башни, поэтому зачастую заряжающие угорали, вплоть до потери сознания.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
С марта 1942 г. производство башен и
корпусов танков Т-34 поручено Уральскому
заводу им. Орджоникидзе. В сентябре
там начат серийный выпуск Т-34-76.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Июль 1942 г. К серийному выпуску
танков Т-34-76 подключается
Челябинский Кировский завод.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Июнь 1943 г. Утверждена к серийному
производству командирская
наблюдательная башенка
для танка Т-34-76.

В 1942 г. даже эти вентиляторы ставили не на все танки, поскольку их просто не хватало. Опытные заряжающие частично решали эту проблему, выкидывая через люк дымящиеся гильзы. К тому же, ранние модификации Т-34 обладали плохим обзором (на них еще не было командирской башенки) и плохими оптическими приборами наружного наблюдения. В перископах в качестве зеркал использовались стальные отполированные пластины, которые искажали изображение. Позже их заменили призматическими. Триплексы механика-водителя изготавливались из синего или желтого оргстекла и также сильно затрудняли наблюдение, особенно при движении танка и, кроме того, быстро запачкивались грязью. По этой причине в бою механики-водители слегка приоткрывали свой люк, примерно на ширину ладони, для улучшения обзора. Командиру танка доставляли проблемы не только плохие оптические приборы и теснота в башне, но еще и необходимость выполнять функции наводчика. Естественно, оперативность реагирования на окружающую боевую обстановку при этом существенно снижалась. Чтобы, отрываясь от прицела, успеть быстро оценить ситуацию, люк башни в бою часто не закрывали.

Бывалые танкисты учили пополнение подтачивать фишки на концах проводов внутренней связи, которые очень туго входили в гнездо и при срочной эвакуации из танка могли сыграть роковую роль. На отключение шлемофона из гнезда могло не хватить ни времени, ни сил, а так – достаточно было лишь дернуть головой. Сама внутренняя связь на ранних моделях работала из рук вон плохо. Мало того, что общаться по ней могли только командир и механик-водитель, зачастую и она выходила из строя. Танкисты решали этот вопрос экстравагантным методом: командир ставил ноги на плечи механика-водителя. И если нужно было повернуть влево, нажимал на левое плечо, вправо – на правое. Касание ногой головы означало остановку. С заряжающим командир общался при помощи жестов. Сжатый кулак означал, что нужно зарядить бронебойным снарядом, растопыренные пальцы – осколочным.

Только примерно треть ранних Т-34 оснащалась радиостанциями 71-ТК-3, которые были крайне ненадежными. При движении танка они обеспечивали связь примерно на 6-километровую дальность. И это только при условии отсутствия ландшафтных или иных преград. Позже появились более устойчивые радиостанции 9-РС и 9-РМ.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Огневая мощь танка Т-34

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Подвижность танка Т-34

Расположенные внутри боевого отделения топливные баки сильно увеличивали пожароопасность. Например, в немецком Pz-III баки были расположены в корме и отделены от экипажа огнеупорной перегородкой.

Курсовой пулемет почти невозможно было использовать при движении танка. У стрелка-радиста был плохой обзор, и сектор обстрела пулемета был очень ограниченным. Правда, вынутый из гнезда, этот пулемет мог стать хорошим подспорьем экипажу, если ему приходилось обороняться за пределами танка.

Среди достоинств танка, прежде всего, следует отметить его броню с рациональными углами наклона. Она не только увеличивала шансы на то, что снаряд попросту срикошетит от брони, но и уменьшала шансы самого снаряда пробить защиту. Ведь наклоненная на 60 градусов броня примерно в два раза увеличивала путь, который пришлось бы проделать снаряду внутри брони.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк Т-34-85

Таким образом, такая броня толщиной 45 мм могла быть приравнена к 80–90мм вертикально расположенной броне. Но и она не была лишена недостатков. Броне не хватало вязкости, что вызывало повышенное образование ее осколков в боевом отделении при попадании снаряда, который даже если и не пробивал броню, мог сильно ранить экипаж осколками. Вязкость брони зависела от добавок в сталь брони, в частности никеля. В броне Т-34 содержание никеля составляло 1–1,5 %, тогда как, например, в броне английских танков – в 2–3 раза больше. В течение войны качество брони то улучшалось, то ухудшалось. Это было связано с тем, что в 1941–1942 гг. начались проблемы с поставками таких добавок в сталь брони, как марганец, вольфрам, ванадий, хром, никель. Во время войны разрабатывались новые месторождения этих ископаемых, и ближе к ее концу проблем с их поставками уже не было.

Т-34 В НАЧАЛЕ ВТОРЖЕНИЯ В СССР

Для немцев, у которых не было достаточно сведений о Т-34 и тяжелом танке КВ-1, участие этих машин в боях в начале войны было неожиданностью. Броня Т-34 действительно могла противостоять огню большинства немецких противотанковых и танковых орудий. Тогда еще не было подкалиберных бронебойных, кумулятивных снарядов или снарядов, которые при ударе о наклонную броню изменяли траекторию полета, доворачиваясь до нормали (то есть входили в броню под прямым углом) и, тем самым, сводя на нет эффект наклонной брони Т-34. Немцам приходилось бороться с этим танком при помощи 88 мм зенитных орудий, полевых 105 и 150 мм и авиации.

На начальном этапе войны большин-ство Т-34 было утрачено, и не только в боях. Свою негативную роль сыграла и не успевшая завершиться реформа бронетанковых войск, вследствие чего не хватало танковых экипажей, или они были недоукомплектованы. Зачастую в учебных и боевых частях Т-34 стояли в законсервированном виде, а обучение танкистов проходило на машинах старого образца. Ранние 34-ки плохо переносили дальние переходы, и очень многие из них вышли из строя еще на маршах к местам боев. В хаосе первых месяцев войны множество танков гибло из-за неумелого руководства, принятия поспешных решений и отсутствия точной информации о продвижении врага. Не существовало тогда и четкой тактики взаимодействия танков с пехотой, в результате чего танки рассматривались как бронированный щит и ходили в атаку без поддержки пехоты, что также приводило к повышенным потерям. Не хватало и средств противовоздушной обороны.

В ходе войны Т-34-76 претерпел несколько модернизаций, некоторые из которых вносили сами заводы, по которым было распределено производство Т-34.

15 декабря 1943 г. на вооружение был принят Т-34-85 с более сильной броней и вооружением. Можно сказать, что именно этот танк победил в войне – он появился как нельзя кстати. Об этой модификации и других модификациях Т-34, самоходных установках и специализированных машинах на базе Т-34 мы расскажем в следующих выпусках нашего журнала.

***

Сегодня сложно отыскать Т-34-76 – в музеях и на постаментах в основном стоят "восемьдесят пятые", которые и воевать начали позднее, и бои выдерживали легче. И все же в начале той страшной войны именно 76-й принял удар на себя...

В статье использованы материалы, любезно предоставленные Музейным комплексом "История танка Т-34" (деревня Шолохово Московской области), а также данные из книг "Я дрался на Т-34" (Драбкин А.), "Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34" (Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г.).



Модели танков
Приведенная к нормали максимальная толщина брони
Высота танка
Бронепробиваемость по нормали на дистанции 1000 м
среднее давление на грунт, кг/см2
T-34-76
90 мм
2400 мм
65 мм
0,65
T-34-85
90 мм
2700 мм
102 мм
0,83
T-III(J)
50,5 мм
2500 мм
34 мм
0,95
T-III(L)
71 мм
2500 мм
47 мм
0,94
T-IV(D)
30,3 мм
2680 мм
31 мм
0,75
T-IV(H)
82 мм
2680 мм
74 мм
0,84
MK-I
102 мм
2700 мм
46 мм
0,97
MK-II
101 мм
2565 мм
28 мм
1,0
MK-VIII
76 мм
2420 мм
46 мм
1,03
M 3
57,5 мм
3095 мм
46 мм
0,94
M4A2
95 мм
2880 мм
46 мм
1,0


компания "Ретрошильдик"  +7 985 824 54 08 

Баннер 4x4tundra 

Это место сейчас свободно