Баннер клуба УАЗ 

 

Главная » Литературный лом » Rochet&Schneider. Солидные автомобили из солидной компании. Часть 1.

Rochet&Schneider. Солидные автомобили из солидной компании. Часть 1.


Создатели фирмы Rochet&Schneider – Эдуард Роше (слева) и Теодор Шнейдер (справа). Фото 1906 год 
Создатели фирмы Rochet&Schneider – Эдуард Роше (слева) и Теодор Шнейдер (справа). Фото 1906 год


Пытаясь тщательно рассмотреть историю мирового  автомобилестроения под микроскопом, поневоле поражаешься тому, что многие узлы, агрегаты, принципы компоновки, основы двигателестроения и главные методы использования транспортных средств были заложены еще в конце 19-ого века 3-4 французскими машиностроительными компаниями, которые буквально исчезли, растворились в период экономического кризиса 30-х годов прошлого века. Конечно же, всё  ценное наследие их технических «ноу-хау», которые они оставили, не исчезло, не предано забвению, а успешно используется по сей день и имеет зарегистрированные патенты и даже их законных владельцев. Думаю, что перечислять абсолютно все новинки французского автопрома 20-30–х  годов не имеет практического смысла на страницах этой статьи, однако восстановить историческую справедливость хотя бы в отношении одной автомобилестроительной фирмы всё же стоит. Дело в том, что в советской и российской периодике фирме Rochet&Schneider уделялось мало внимания, а ее деятельность и выпускаемая продукция признавалась второстепенной в анналах мирового автомобилестроения. И совершенно напрасно, между прочим! Что это за фирма, обделенная вниманием советских и российских читателей и преданная забвению?

    первые автомобили предприятия Rochet&Schneider. Лион. 1898 г
 Таким образом собирались первые автомобили предприятия Rochet&Schneider. Лион. 1898 г
  Дубль фаэтон Rochet&Schneider Type 16500/16 CV стал хорошей визитной карточкой транспортных компаний, обслуживающих паломнические туры. В городе Лурд с паломниками. Франция.1918 год.
    Дубль фаэтон Rochet&Schneider Type 16500/16 CV стал хорошей визитной карточкой транспортных компаний, обслуживающих паломнические туры. В городе Лурд с паломниками. Франция.1918 год.

   Компания по производству разного типа автомобилей из Франции под названием Rochet&Schneider S.A. давно в СССР и в России была покрыта мраком неизвестности и сонмом многочисленных ошибок в ее подлинной историографии. Почему? Возможно, потому, что производимые этой фирмой автомобили практически не сохранились в первозданном виде до сегодняшнего времени. Они крайне редки на показах ретротехники на Западе, а в России их вообще не существует. Ко всему прочему, линейка высококачественной и по-своему новаторской продукции Rochet&Schneider S.A. на протяжении всей ее деятельности не вызывала ажиотажа среди покупателей из респектабельной буржуазии, не пестрела на обложках журналов, не становилась многократно призером многочисленных ралли и соревнований мирового значения. Автомобили фирмы Rochet&Schneider S.A. знала вся трудовая  часть Франции, так как автобусы и грузовики этой компании в период с начала 20-х по конец 30-х годов стали вполне типичными скромными тружениками на городских и пригородных маршрутах, ко всему прочему имеющими ярко выраженную узнаваемую внешность. А автобусы кабриолеты компании Rochet&Schneider S.A. запечатлены на многочисленных архивных фотографиях тех времен в совершенно глухих уголках Франции, Польши, Испании, Португалии, Болгарии и Югославии, где они выполняли нелегкую миссию курортных транспортных средств, отличаясь поразительной прочностью и долговечностью, исключительным удобством при ремонте, и тщательно продуманной компоновкой салона. Вполне возможно критики подвергнут сомнению мои утверждения, заявив, что к середине 20-х годов практически все автомобили стали внешне и внутренне одинаковые, так как конструкторы ведущих машиностроительных концернов стали использовать примерно идентичные материалы, технические решения и методы дизайна. Я соглашусь и скажу, что всё так и было, но некий лёгкий флер респектабельности, утонченности форм в автобусах фирмы Rochet&Schneider S.A. всё же присутствует. Для начала давайте узнаем историю создания достаточно крупной, даже по французским меркам компании Rochet&Schneider S.A.
   
     В целях уточнения подлинных фактов  замечу, что фирму из города Лиона (центр региона Рона-Альпы) Rochet&Schneider S.A. в российской и даже в зарубежной печати часто путают с другим предприятием, точнее крупнейшим французским военно-промышленным концерном, похожим по названию из города Ле Крезо (регион Бургундия, департамент Сонна и Луара) – Schneider,  который создали братья Евгений и Адольф Шнайдеры в 1836 году.  Братья Шнайдеры первоначально занимались производством велосипедов и это был их основной бизнес. В 1907 году концерн –Schneider по лицензии фирмы Brillie S.A. на своём заводе в городе Гавре стал выпускать в массовом количестве  двухэтажные городские автобусы под брэндом Brillie-Schneider, которые использовались как в Париже, так и в других  городах Франции. С 1912 года концерн Scheider начал производство автобусов классической компоновки Brillie-Schneider RB-2 и P3 с круглым радиатором фирмы Solex S.A., которые также массово применялись на автомобилях компании De Dion Bouton S.A.. Замечу, что эти вышеперечисленные автобусы к компаниям Rochet&Schneider S.A. и De Dion Bouton S.A. не имеют никакого отношения.
Впрочем, теперь о самой компании Rochet&Scheider S.A., которая по праву относится  к старейшим в мире автомобильным фирмам. Название этой фирмы из города Лиона составлено на основе  фамилий ее основателей Эдуарда Рошэ (Eduard Rochet, 1867-1945 год) и Теофила Шнейдера (Theophile Schneider). Поразительно, между прочим, что в западных источниках имя Шнейдера часто пишется не только как Теофил, но и как Теодор. Где тут таится правда, и какое имя Шнейдера (впрочем, знатоки французского языка, утверждают, что фамилия этого персонажа произносится как «Шнайдер», то есть через «а») является действительно подлинным – непонятно. Т. Шнейдер происходил из зажиточной еврейской семьи (из этнической группы т.н. савойских сефардов), проживавшей в городе Бург, регион Рона-Альпы, департамент Эн. Первоначальным его занятием было производство и продажа натурального шелка, на чём, собственно, он и сколотил хороший капитал, постоянно находясь в поиске партнера для развития другого вида бизнеса. Вскоре, к счастью или несчастью Теодору Шнейдеру под руку попался его будущий компаньон Эдуард Роше, который тоже мечтал приложить к чему-нибудь стоящему руки и покинуть уже порядком поднадоевшее родительское гнездышко. Э. Роше, сын не очень удачливого предпринимателя Жана-Франсуа Роше из города Лиона, с ранних лет помогал отцу в производстве велосипедов, а также  моделей паровозов и локомобилей для детворы, что приносило сносный доход. Несомненно, что помогая отцу с 7 лет собирать разные модели транспортных средств, Э.Роше втайне мечтал о несколько большем масштабе деятельности, набирая опыт и практическую сметку в решении простейших инженерных задач.
    Началом отсчёта активной деятельности фирмы Rochet&Schneider S.A. следует считать июнь1892 года, когда  она была занесена в государственный реестр налогоплательщиков Франции и стала разрабатывать свою первую модель транспортного средства, на основе автомобиля немецкого изобретателя Карла  Бенца (нем. Benz Patent-Motorwagen, Бенц Патент-Моторваген) — первого  в мире автомобиля,  построенного в 1885 году (29 января 1886 года он получил патент за номером 37435 на свой автомобиль, а 3 июля 1886 года на Рингштрассе в г. Мангейме впервые показал автомобиль широкой публике). Именно в 1892 году, встретились будущие партнеры – удачливый предприниматель Теофил Шнейдер и начинающий инженер Эдуард Роше, где абсолютным лидером в инновациях и методах финансовой деятельности всегда  был именно первый в этом списке. Первый автомобиль фирмы, созданный исключительно Эдуардом Роше,  появился только через 2 года, осенью 1894 года, оснащенный двигателем внутреннего сгорания собственного производства и пневматическими шинами фирмы Dunlop. Вскоре эта модель примитивного автомобиля была значительно усовершенствована, адаптирована к серийному производству и показана в движении приглашенным крупным инвесторам из промышленных групп и банков Франции. В результате, готовность строить крупнейший по тем меркам  автосборочный завод в Лионе, выразили 99 инвестиционных компаний Франции (главным акционером Rochet&Schneider S.A. стал французский банкир и владелец крупных транспортных компаний греческого происхождения Димитрий Зафирополос). Это был просто фантастический успех Теодора Шнейдера, который с 1896 года стал активно контролировать строительство нового предприятия, оснащенного самым современным оборудованием того времени. Отмечу, что согласно методам маркетинга того времени, ранние модели автомобили фирмы  Rochet&Schneider участвовали в многочисленных ралли  и соревнованиях, где неоднократно побеждала конкурентов из Panhard et Levassor S.A., De Dion Bouton S.A.и Peugeot S.A.
      Отмечу, что  вплоть до 1906 года компания Rochet&Scnheider развивалась благодаря стараниям  Т. Шнейдера, Д. Зафирополоса и его младшего брата Жоржа вполне стабильно, а оборот фирмы вырос до 4,8 миллионов франков в год, что было весьма неплохим показателем по тем временам для предприятий подобного профиля. В середине 1906 года у компании Rochet&Schneider начали стремительно падать продажи легковых автомобилей, хотя цена на них была установлена вполне приемлемая – около 6-10 тысяч франков за единицу. С 1906 по 1909 год компания Rochet&Schneider начала медленно, но верно стагнировать, а все руководящие лица в ней, а именно: Димитрий и Жорж  Зафирополосы, Э. Роше, Т. Шнейдер, а также коммерческий директор фирмы Франсуа Баверей, решили, что фирме пришёл полный и окончательный конец.  В декабре 1907 года компаньоны решили распустить компанию Rochet & Schneider, однако Д. Зафирополос смог взять крупный кредит и 01 ноября 1908 года фирма стала вновь выпускать продукцию, правда в гораздо меньшем масштабе. Именно с этого момента и в Rochet&Schneider решили срочно перестроить производство и выпускать более широкую линейку автомобилей, ориентируясь, в том числе, на государственные заказы и двигателестроение.

Продолжение следует.

Автор: Артамонов Андрей Евгеньевич 

Телефон: +7 964-539-61-05
e-mail: artam-andrej@yandex.ru
Личный сайт: www.delvaneo.ru




баннер ретро авто и мото техника

баннер ретро авто и мото техника

Антикварный маркет Блошинка 2017 

Баннер 4x4tundra 

Это место сейчас свободно